Королевский замок Koenigsberg

Королевский замок Кёнигсберга – противоречивая, порой скандальная и неоднозначная тема современности. Всё дело в том, что его не существует сегодня. Остались только воспоминания, фотографии, гравюры, несколько стен от подвалов. Он очень популярен. С его изображением печатают буклеты, вышивают картины, собирают оригинальные открытки, напечатанные еще в 30-х гг.

Насколько величественным он был, какие события происходили вокруг и в нём, что с ним случилось? Кто-то назовёт его историю печальной, кто-то считает, что так должно быть, события и время решили его судьбу. За всем этим - человеческие судьбы, судьбы произведений искусства, предметов роскоши, детективные истории.

История Королевского замка

Königsberg в переводе означает – королевская гора. Это место на возвышенности у реки, где был построен замок Тевтонского ордена.

Замок на Королевской горе

В 1255 г. Тевтонский орден продолжал завоевания прусской земли у язычников. К этому времени уже была заложена крепость Мемель (г. Клайпеда сегодня), шло освоение захваченных земель. Прусские племена со всей ожесточённостью сопротивлялись покорению. Непрекращающиеся сражения и битвы истощили силы ордена.

На помощь Тевтонам пришёл богемский король Оттокар Пшемысл со своим отрядом, который насчитывал более шестисот человек, по тем временам довольно внушительная сила. Изначально отряд дислоцировался в замке Бальга.

Используя замерзший залив, по льду отряд смог перейти на Земландский полуостров. Для пруссов этот манёвр был полной неожиданностью, что привело к полному поражению и бегству. Восстановить своё хозяйское право на прусские земли воинствующие племена уже не смогут никогда.

Чешский король рекомендовал орденским братьям основать крепость, которая будет обеспечивать защиту ордену. Так тому и быть, изначально была заложена дерево-земляная крепость.

Строительство растянулось на десятилетия. Деревянные части крепости не могли надёжно защитить братьев ордена. Ко всему не прекращающиеся осады и набеги пруссов продолжались с самого момента основания замковых строений. Шел сбор камней для будущего каменного сооружения, разрабатывались планы по постройке каменных оборонительных строений. В 1263 г. построили внешнюю оборонительную стену. Позднее была возведена внутренняя стена высотой до 8 метров, толщиной 2 метра. Так же были возведены угловые башни и дом конвента (место собрания).

К 1387 г. во время наивысшего расцвета Тевтонского ордена была построена замковая башня.

Орденское государство в 1525 г. прекратило своё существование, а сам замок стал резиденцией герцогского двора. Средневековое оформление помещений выглядело старомодным, ведь современным течением на тот момент был ренессанс. Герцог Альбрехт Бранденбургский поручил разработать проект модернизации замка. Изменения, которые будут выполнены, просуществуют до XX в. Были построены новые помещения, администрация, суд, ворота, многие существующие сооружения были перестроены.

Король Фридрих I сделал Кёнигсбергский замок своей резиденцией. Вновь в замковую архитектуру вносили изменения. Он не успел закончить задуманное, заканчивали реконструкцию Российские губернаторы во время Семилетней войны. В окончательном варианте ко взорам горожан и гостей города предстал Королевский замок уже в стиле барокко. В 1887 г. в нем появился огромный зал московитов.

За всю историю существования от изначального проекта многое изменилось. Замок постоянно перестраивался, и можно выделить основные временные этапы развития замковой архитектуры.

  1. Орденский период. Образование замка, каменная крепость, строительство оборонительной стены, башен.
  2. Герцогство Пруссия. Замок Кёнигсберг - резиденция герцога. Перестройка средневековых помещений и строений. Оборона стала бессмысленной с изобретением пороха, замок становится предметом роскоши и местом аудиенции.
  3. Время правления Маркграфа Георга Фридриха (1539-1603). Придал замку большую значимость, по его решению построили новые замковые сооружения, старые обветшавшие строения были разобраны.
  4. Правление Великого курфюрста Фридриха I (1657-1713). Период появления роскоши, новых архитектурных решений. Замок стал величественным дворцом Прусских королей.
  5. XIX век, 1860г. готические архитектурные приёмы завершают историю реконструкции королевского замка Кёнигсберга.

За всю историю королевский замок Кёнигсберг менял свои оборонительные, архитектурные, объёмно-планировочные планы.

Музей Королевского замка

В 1924 г. Королевский замок стал полноценным музеем. Внутри проводились экскурсии как индивидуальные, так и в составе групп. Рассмотрим подробнее, что можно было там увидеть.

Орденские залы, государственная университетская библиотека, церковный отдел музея Пруссия.

Экспозицию начинали из вестибюля, где находились витрины с доспехами герцога Альбрехта. Далее были представлены жилые комнаты магистра Тевтонского ордена XIV в., трапезная, архив, герцогские палаты, канцелярия, кухня, летняя трапезная. В помещении башни располагалась витрина с Серебряной библиотекой.

Книги Серебряной библиотеки

Двадцать томов истории теологии, дипломатии в тяжелых серебряных окладах с золочением. Признаны произведением искусства. Один экземпляр был поистине уникален. Его выполнили на тонких листах, полностью изготовленных из серебра.

Первоначально книжное собрание было простой библиотекой книг по теологии. Они были написаны церковным шрифтом с использованием «неувядающих» чернил из пережжённого грецкого ореха. Среди них были Евангелие, религиозные сборники, документы по истории средневековой дипломатии и политики, трактаты по философии и бытию. Эти книги нуждались в представительном обрамлении, чтобы возвысить их святость и важность.

Весной 1527 г. в Кёнигсберг из г. Ульм прибыл золотых дел мастер Жобст Фройднер. Он изготовил в мастерских острова Кнайпхов реликвию для коронации герцога Альбрехта – серебряный меч.

Из легкоплавкого серебра он исполнял переплеты книг. Искусно были изготовлены портреты-образы герцога Альбрехта и герцогини, блаженные фигуры муз, божественные эпизоды из библии в богатых орнаментах. Использовал гравюры из меди и дерева, работы датского мастера Якоба Бинка.

Справка. Якоб Бинк - ученик непревзойденного нюрнбергского художника Альбрехта Дюрера.

Во время создания Серебряной библиотеки книги были подготовлены и переданы для золочения золотых дел мастерам, работа которых превзошла все ожидания. Библиотека стала самым дорогим сокровищем замка и получила мировую известность. Она стала главной достопримечательностью замковых художественных собраний. Это была тонкая, изящная работа. Никогда еще прежде мастера не изготавливали ничего подобного. Учитывая особую ценность книг, был изготовлен специальный стеклянный шкаф-кофр для дальнейшего содержания и хранения.

Военные лихолетья, которые происходили в Пруссии XVI-XIX в. не нанесли ущерба библиотеке. Известно, что во время Семилетней войны 1756-1762 г. её вывозили в тайники крепости Кюстрин. А во время Наполеоновских войн библиотеку прятали в бастионах цитадели г. Мемель.

В XX в. библиотека сначала располагалась в Королевском замке, а после её экспонировали в Государственной Университетской Библиотеке.

В 1945 г. Серебряная библиотека была вывезена и укрыта в бункере под Кёнигсбергом в местечке Зандиттен (ныне п. Лунинино). После чего её следы исчезли. Многие годы ничего о ней было неизвестно. Удалось установить, что 15 томов сохранились. Они были обнаружены в тайнике на территории Польши в 1947 г. Каким образом она туда попала, сегодня не может сказать уже никто.

Радзивиловские летописи

Летописи или древнерусский летописный свод - это 617 цветных миниатюр. Ценнейший источник для изучения истории древней Руси. О ней до сих идет много споров: что находится в РАН (Российская академия наук), - копия или нет? И тем не менее ценный труд находился в Кёнигсбергском замке.

Художественные собрания Королевского замка

Живопись итальянского ренессанса, работы французских, бельгийских, немецких импрессионистов, серебряные изделия, эмалированные стекла, керамика, мебель графини Кайзерлинг, мейсенский и русский фарфор, английский фаянс. Все выглядело очень представительно роскошно. Это были предметы особой гордости, которые удалось собрать в замковую коллекцию за предыдущие столетия.

Янтарные коллекции

Бокалы, подсвечники, ларцы и шкатулки в стиле итальяно, мозаики, столовые приборы, распятия, церковная утварь, миниатюрная пластика. Все предметы были выполнены из янтаря и имели особую художественную ценность. Особо ценился кабинетный шкаф из янтаря – подарок на свадьбу Фридриху-Вильгельму I, выполненный одним из соавторов янтарного кабинета.

Замковая церковь

Религия в Пруссии занимала особое место. Несмотря на религиозные преобразования и изменения течений, церковь считалась особым местом духовной жизни.

Важнейшие мероприятия - Коронации королей, обряды бракосочетания, похороны, молебны, крещение – всё это происходило в замковой церкви.

Позолоченные своды, восьмиугольные колонны, гербы королей, алтарь, орган, лепнина, скульптуры. Элементы декора и отделки богато подчеркивали внутреннее убранство. Замковой церкви была выделена основная часть западного крыла замка.

Зал древностей Музея Пруссия

Археологические находки, коллекция оружия, нумизматическая коллекция, украшения, керамика, орудия труда, пряжки, предметы быта. Всего около 240 000 экспонатов выставляли шесть залов южного крыла замка. Коллекция постоянно пополнялась и подробно изучалась.

Залы:

  1. Каменный век. Здесь были представлены предметы из кости, каменные орудия труда, керамика, украшения из янтаря.
  2. Бронзовый век. Погребальные урны, пряжки, орудия труда.
  3. Древнеримская эпоха. Предметы позднелатинского периода и германо-готской культуры.
  4. Позднероманская эпоха. Монеты, стаканы, оружие.
  5. Эпоха великого переселения народов. Предметы культур Мазурии с элементами германского влияния, золотая пряжка, вещи из могильников, керамика.
  6. Закат восточно-прусского язычества, пряжки с готическими надписями, миниатюрные ключи, вещи орденского периода.

Долгие годы после 1945 года коллекция числилась пропавшей. Некоторые части были обнаружены на чердаке в Польше. Намного позднее самая существенная часть была обнаружена в 1999г. на форте №3 г. Калининграда.

Зал Московитов

По некоторым данным название произошло в честь принятия русских послов Василия III в 1515 г. В некоторых источниках значится как знамённый зал.

Внутри приносили присягу, проводили свадебные мероприятия августейших особ, принимали Российского императора Петра I, гуляли студенческие балы, праздновали юбилейные события.

В 1861 г. использовался для коронации Вильгельма I, он смог вместить 4000 человек!

В 1924 г. разместили экспозицию военной истории Восточной Пруссии, и он стал называться Залом Славы. Его украсили оригинальными полковыми знамёнами. Экспозиция включала в себя выставку эволюции оружия начиная с древних времён и до XX в. Доспехи, холодное оружие, артиллерия, боевые предметы рассказывали о военных событиях.

Во времена нацистской германии зал переоборудовали для съездов партии. В экспозиции стали представляться военные достижения гитлеровских захватчиков.

Охотничий зал

Его украшали лепные фигуры оленей, борзых. Охотничье снаряжение расположили на сегментных арках. Там же разместили этнографический музей по территориальным признакам. Были выставлены изделия из плетёной соломы, восковые скульптуры, вышивка, кухонные столы, тканые ковры, крестьянская комната. Предметы обстановки затрагивали период XVIII и XIV веков.

Королевские покои

Это были жилые и представительские помещения, где жили первые лица, принимали высоких гостей, останавливались гости императорской семьи.

Спальня королевы Луизы.

Спальня королевы Луизы.

Покои королевы Луизы.

Покои королевы Луизы.

Апартаменты кронпринца.

Апартаменты кронпринца.

Зал Ордена Чёрного орла с камином, императорский кабинет, спальня, гардеробная.

Зал Ордена Чёрного орла с камином, императорский кабинет, спальня, гардеробная.

Комната аудиенций в Королевском замке.

Комната аудиенций.

Тронный зал с портретами прусских королей в замке Кёнигсберг.

Тронный зал с портретами прусских королей.

Зал предков в замке Кёнигсберг.

Зал предков.

Зеркальный зал Королевского замка.

Зеркальный зал.

Кафельный зал - столовая герцога Альбрехта.

Кафельный зал - столовая герцога Альбрехта.

Столовая герцога Альбрехта в Королевском замке.

Столовая герцога Альбрехта.

Был еще императорский салон, фотографий которого найти не удалось.

Янтарная комната (Bernsteinzimmer - Янтарный кабинет)

В 1942 г. Берлинский журнал «Пантеон» опубликовал статью о том, что янтарная комната открыта для посещения в Кёнигсбергском замке. Точнее сказать, наиболее целая часть янтарной комнаты. Дело в том, что после похищения из Екатерининского дворца в 1941 г. она прибыла в очень плохом состоянии. Часть элементов были расхищены или повреждены. Подробнее о её истории.

Ресторан Блютгерихт (Blutgericht - Кровавый суд)

В старинных подвалах, построенных еще во времена Тевтонского ордена до 1944 г. находился знаменитый ресторан.

Откуда появилось такое название сложно сказать, но некоторые легенды могут несколько пролить свет на эту историю.

Легенда гласит:

«Один преступник по имени Хазувайт совершил тяжкое преступление, убийство. За это его приговорили к смертной казни. Последним желанием преступника было выпить вина в замковом кабаке. Компанию ему составили судья и палач. Застолье слишком затянулось, судья и палач, видимо, изрядно набравшись, забыли об арестанте. Хазувайт сбежал. После чего кабачок и назвали «Кровавый суд». Из-за красного вина, застолья, палача и судьи».

Городские легенды говорили о других названиях этого места и его страшном прошлом: «Перцовая изба», «Испанская игла», «Комната боли». Это были названия подвалов, где пытали и вершили суд. Есть версия, что с 1512 г. уголовный суд заседал в замке. Он располагался над камерой пыток и тюрьмой, которые находились к тому времени с 1498 г. в замковом подвале.

Ресторан Блютгерихт имел интересную внутреннюю обстановку и определённое внутреннее оформление.

Источники утверждают, что в глубину подвалов вела широкая лестница. Если кто-либо сидел в главном помещении ресторана лицом к лестнице, мог наблюдать за посетителем, поднимающимся по лестнице на выход, сколько же он выпил - «Истина в вине, вынести истину может не каждый». Видите, судебная или осуждающая тематика так или иначе присутствовала всю историю подвалов замка, независимо от их использования.

Внутренняя отделка ресторана Блютгерихт была очень привлекательной. Большой зал со сводчатыми стенами. Оттуда уже не слышался шум городской суеты. Легкий полумрак и необычный интерьер помогали окунуться в атмосферу мира истории, древности, прошлого.

Макеты ганзейских судов напоминали о былых временах, у стен стояли пять бочек с искусно выполненной резьбой, на них восседал Дионис – древнегреческий бог виноделия и покровитель виноградников. Это лишь немногие предметы внутреннего декора и антуража.

Наибольшей популярностью пользовалось фирменное вино «Блютгерихт №7», оно было тёмно-красным и очень густым.

В 20-е годы XX века ресторан был на пике популярности, особенно среди студенческих компаний. Еще одним необычным явлением было то, что до начала XX века в ресторан не принято было ходить женщинам. Он был мужским, и лишь только позже женщины стали посещать Блютгерихт.

Залы заведения отличались друг от друга. Сводчатые потолки, стреловидные проходы, резные деревянные потолки, стены украшали гербами знати. Внутри была картина 12 завсегдатаев ресторана и закреплённые шесть сов - необычное украшение одной из стен.

У ресторана Блютгерихт была своя фирменная эмблема и фирменные этикетки на бутылках вина.

Логотипы сделали на всей ресторанной посуде. Ресторанный сервиз изготовили в единственном экземпляре, на фарфоровой мануфактуре в г. Мейсен, Саксония. Мейсенский фарфор знаменит во всём мире вот уже 300 лет.

Персональный заказ на изготовление сервиза со специальной посудой потребовал по такому случаю внести изменения в фирменную эмблему завода. Изначально на ей были скрещенные мечи. На посуде Блютгерихт над скрещёнными мечами появилась королевская корона. Этот уникальный сервиз в единственном исполнении пропал во время военных событий 1944-1945 г. В 1955 г. при раскопках в подвалах искателями был обнаружен ящик. В нём-то он и оказался.

Теперь разрозненные части блуждают по всему белому свету, то и дело всплывая на антикварных форумах, в частных объявлениях. Фрагменты сервиза можно увидеть в Калининградских музеях: Историко-художественном и внутри Фридландских ворот.

Разрушение Королевского замка

О разрушении Королевского замка при штурме города заговорили в немецких газетах в начале 90-х годов. Они утверждали о штурме и разрушении замка войсками Красной армии. Еще бы, развал Советского Союза, полное очернение и осквернение всего Советского тогда была в моде. Каким-то «волшебным образом» эта версия вошла в обиход уже и в Российском Калининграде. Такую историю можно было услышать от рассказчиков и с горечью принять эту как-бы «правду». Как-то мы и не задавали вопросов, нам говорили, а мы верили на слово. Кто разрушил замок? Почему его разрушили? На эти вопросы попробую дать ответ ссылаясь на существующие источники.

Бомбардировка Кёнигсберга - конец истории

Существенные повреждения Королевский замок получил в результате бомбардировки английской авиации. Налетов было два, 27 и 30 августа 1944 г. В результате второго налёта - Кёнигсберг, его исторический центр - полностью сожжены.

Бывший житель Кёнигсберга Михаэль Вик, переживший бомбардировку и войну, вспоминал:

«Два налёта навсегда уничтожили всё, что старательно накапливалось веками. Океан пламени превратил красивый древний город в руины. Эти две страшные ночи бомбежки возвестили жителей Кёнигсберга о надвигающемся конце».

Британские источники оценивают бомбардировку Кёнигсберга как крупное достижение.

  • 26-27 августа - 174 самолёта (Авро Ланкастер - британские тяжелые четырёхмоторные бомбардировщики) полка №5, бомбардировка осуществлена по восточной части города.
  • 29-30 августа - 189 самолётов (Авро Ланкастер) полка №5 доставили 480 тонн бомб.

Налёт был задержан на 20 минут, из-за низкой облачности. В это время самолёт наведения искал просвет в облаках.

Майор Курт Диккерт:

Бомбардировка Кёнигсберга английской авиацией новыми реактивными зажигательными бомбами привела к ужасающим последствиям. Попытавшиеся спастись бегством погибли. Пожарные и службы ПВО оказались бессильны. Бомбили исключительно жилые кварталы и здания культурного значения.

Судя по анализу данных, можно сделать определённый вывод. Кёнигсберг и его жители не имели шансов уцелеть. Люди погибали от удушения в подвалах, разрушения конструкций, а те, кто пытался выбежать на улицу из укрытия, сгорал заживо.

Огненный дождь падал с неба, не оставив шансов и Королевскому замку.

Сгорела крыша, пустые чёрные оконные проемы, обожжённая замковая башня. Такой внешний вид имел замок после налёта.

Он практически весь выгорел. Уцелели лишь некоторые подвальные и полуподвальные помещения. Фасад в нескольких местах от высокой температуры оплавился.

Собственно говоря, никаких секретов нет. Замок получил существенные повреждения ещё в 1944г.

Штурм Кёнигсберга 1945, 6-9 апреля

В 1958 г. была издана книга последнего коменданта города-крепости Кёнигсберг Отто фон Ляша. Он командовал обороной города из своего бункера. В своей книге «Так пал Кёнигсберг» он отдельно описывает, что происходило с Королевским замком.

Ганс Герлах (старший советник по делам строительства) остался в подвальных помещениях замка до 10 апреля 1945 г. По его сообщениям Эрих Кох – гаулейтер, 5 апреля со своими партийными функционерами провел обследование замка, потребовал поднять орудия на башню замка для ведения навесного огня. Это распоряжение было невыполнимым.

В начале апреля в подвалах замкового ресторана «Блютгерихт» разместили штаб фолькштурма (ополчение). С началом участившихся арт-налётов перед штурмом города в подвалы замка стали стекаться гражданские, ищущие убежище. Внутри еще были запасы вина, на входе была выставлена охрана, чтобы не допустить беспорядков.

К утру 10 апреля группа фолькштурма пробовала прорваться, но, по всей видимости, была уничтожена.

Далее он рассказал истории, которые получил от свидетелей, но каких-либо существенных сведений о штурме замка так же не сообщается. Единственным значимым заявлением было сообщение об артиллерийских обстрелах, попадания которых несколько повредили оставшиеся после налёта 1944 г. стены и башни.

Директор замкового ресторана Пауль Феерабент:

«Во второй половине 9 апреля я был в помещении ресторана. Накануне я вывесил в нескольких частях замка белые флаги (намерения о капитуляции). Ночью пришли русские: офицер и солдаты. Нам сказали уходить. В подвале и некоторых залах повреждений не было».

Не встретите вы эпизодов штурма королевского замка и во фронтовой кинохронике (Штурм Кёнигсберга).

Чтобы окончательно убрать сомнения, в 1993 г. Калининградским краеведом А. П. Овсяновым была предпринята попытка выяснить интересующие сведения через обращение в местную газету. Еще много было ветеранов, непосредственных участников тех событий. В заметке А. П. Овсянов задал прямой вопрос – кто был участником штурма замка? Кто может рассказать о бое в замке? Ни одного отзыва или сообщения от ветеранов не поступило.

Снос руин

Снос руинированных частей Королевского замка - это сложная, болезненная тема. Споры не утихают вот уже более 70 лет. Нет по этому поводу однозначных мнений и высказываний. Кто-то считает окончательный демонтаж варварством и идиотизмом, а кто-то - наоборот. Сюда же стоит добавить и тех, кому просто всё равно. Как говорят многие приезжие переселенцы последних лет, на вопрос: «Что можете сказать о Калининграде?», ответ вообще шокирует: «Ну так себе, торговых центров мало, а те что есть - всё не то и не так». Уж замок им точно не нужен. Да и многие местные могли не посетить восстановленные объекты культурного наследия ни разу за всю жизнь, и таких примеров много. Разберём историю исчезновения руин по порядку, выводы каждый сделает сам.

За 10 дней до переименования Кёнигсберга в Калининград, 24 июля 1946 г. была подготовлена докладная записка. Главный архитектор Кёнигсбергского отдела коммунального хозяйства Тимохин П. В. докладывает о мерах по восстановлению и реконструкции Кёнигсберга начальнику управления по гражданским делам Кёнигсбергской области Борисову В. А.

В записке выражается беспокойство по поводу обеспечения жильем вновь прибывающих переселенцев, строительства или восстановления инфраструктуры города. В одном из пунктов говорится, что центр города очень сильно разрушен и вряд ли подлежит восстановлению. Если будет потребность в восстановлении, на это уйдет не один десяток лет. Тимохин П.В. предложил оставить центр Кёнигсберга в том виде, который есть, как открытый памятник Победы в Великой Отечественной Войне.

В 1946 г. было однозначно понятно – никто восстанавливать ничего не будет. Это дорого, трудоёмко, и займёт десятилетия. У страны после самой кровопролитной войны, которую вынес и в которой победил советский народ, были другие проблемы. Не хватало жилья, голод, разруха, отсутствие специалистов. Кругом инвалиды, калеки, полные госпиталя. Таким был Советский Союз после войны. Сейчас много умников рассуждают о «совке», который всё только рушил и ломал. Это не так. Восстанавливали всё, что могли. Кто-то считает, этого было недостаточно.

В городе провели инвентаризацию всех пригодных зданий, сооружений для дальнейшего использования. В 1957 г. создали группу по подрыву руин, которые по мнению специалистов грозили обвалами. Подрывали зарядами, растаскивали тягачами.

А.П. Овсянов (в бывшем главный эксперт НПЦ по охране памятников, краевед, фортификатор, поисковик) вспоминал и попробовал объяснить некоторые причины сноса зданий и сооружений:

«Я приехал в Калининград как дитя войны. Впервые увидел Германию, от которой были все наши беды, из-за неё пропало наше детство (имеется ввиду ВОВ 1941-1945). Первое что поразило – это мёртвый город, пустынные улицы. Редкие машины, редкие люди. Постоянные сообщения, что стена рухнула и придавила детей, балка упала при сборе стройматериалов и нанесла увечья человеку. Вот это мои первые впечатления о Калининграде. Жалко ли было подрывать развалины, коробки? Нет, не жалко. Мы испытывали ненависть ко всему немецкому. Готовы были мстить не только фашистам, но и домам, для многих это всё было чуждо. Была неприязнь. Тем более, всё уже разваливалось и могло погубить людей».

Воспоминания первых переселенцев Калининграда

«Особенно руинами интересовалась молодёжь. Многие излазили его везде и по нескольку раз. Все же искали Янтарную комнату. Особенно усиливало внимание распространение слухов о ней, необычная ведь история. Однако, такие обследования были небезопасны, от мелких повреждений до серьезных увечий получали искатели конца 40-х начала 50-х гг».

Руины очень интересовали людей, это были необычные сооружения. Всё равно, даже если они могли обрушиться на любопытных.

Удалось обнаружить интересный документ (возьмем только интересующий нас фрагмент, касающийся темы).

Судя по вышеперечисленным мерам, можно сказать – остатки сооружения добивали всеми возможными способами еще в 1949 г. После Королевский замок ничего существенного уже не представлял и представлять не мог.

Окончательный приговор замку

Версий, кто на самом деле принял решение о сносе, кто виноват больше и, собственно, почему виноват - не мало. Руинированные остатки в 1949 г. добивали поисковые экспедиции, которые разыскивали ценности.

Некоторые источники сообщают о том, что председатель совета министров СССР Косыгин А.Н. во время посещения Калининградской области в 1967 г. спросил первого секретаря обкома КПСС Калининграда Коновалова Н.С.: «Что это у вас в центре города?».

Коновалов сообщил ему, что на этом месте будет восстановлен замок, и в нём позже разместится краеведческий музей.

Косыгин А.Н.: «Музей чему? Прусскому милитаризму? Завтра же чтобы его не было…».

Ходили слухи о Н.С. Хрущеве, которому могло показаться неуместным нахождение сего объекта в Советском Калининграде. Но нигде никаких источников и даже намёков, кроме народной молвы, не нашлось. Хотя Н.С. Хрущёв был в Калининграде целых три раза. Мог ли он возмутиться и дать указание, мы точно сказать не можем.

Чепрасов В.А. (полковник милиции) смог рассказать о непростом решении подробно.

19 апреля 1968 г. в областном драмтеатре г. Калининграда состоялось собрание партийной организации. Собрание было посвящено итогам апрельского пленума ЦК КПСС. В нём приняли участие более тысячи представителей парторганизаций, работники отраслей народного хозяйства, представители науки и культуры, а также военные. Первый секретарь обкома партии Коновалов Н.С. выступил с докладом, в котором сообщалось о международной политике, положении в мировом коммунистическом движении и задачах пред партийными организациями. В конце собрания, после обсуждения, перед принятием решений, вновь выступил Н.С. Коновалов. Заканчивая выступление, как бы между прочим, он обратился к делегатам:

«В руках у меня, товарищи, коллективное письмо. Оно совсем недавно поступило в ЦК. Более чем пятьдесят подписей стоят под ним. Здесь фамилии представителей нашей уважаемой интеллигенции: писатели, архитекторы, журналисты. О чём пишут эти уважаемые товарищи в Центральный Комитет? Вот, что они пишут, они пишут, что нужно сохранить Королевский замок. Кому, спрашивается, это нужно? С корнем выкорчевать гнездо германского империализма!»

Тем и закончил своё выступление. После заседания участники стали покидать зал. Трудно сказать, какие чувства они испытывали в те минуты. Можно представить, у каждого были свои и самые противоречивые. Возвращаясь к месту службы в школу милиции, по дороге размышлял о произошедшем и пришёл к выводу – решение Коновалова Н.С. безальтернативное, заранее обдуманное, но неправильное. Признаться, я испытывал искреннее сожаление, что вот теперь будет окончательно ликвидировано это мощное сооружение, хотя и частично сохранившееся.

Уже через несколько часов я получил распоряжение от вышестоящего начальства с утра 20 апреля направить курсантов школы милиции в район замка.

Перед производством взрывных работ, совместно с военнослужащими Калининградского гарнизона на безопасном расстоянии выставили оцепление.

Около 10 утра 20 апреля 1968 г. раздался, взрыв…

previous arrow
next arrow
previous arrownext arrow
Slider

Поиск сокровищ в подземельях Кёнигсберга, дело «Королевский замок»

Поисками сокровищ занялись сразу же после штурма города. Королевский замок Кёнигсберга хранил в себе столько тайн, что о них уже многие десятилетия снимают документальные фильмы, пишут книги и делают статьи в газетах.

Выше были представлены некоторые документы и сведения по поводу розыскных мероприятий, которые имели прямое отношение к теме. В общей массе информация заезжена и уже давно известна.

Хотелось бы рассказать о малоизвестных свидетелях, невероятных историях на документальной основе, без надуманных выводов, как это было. Добавим лишь некоторые комментарии, чтобы было понятнее, о чём идёт речь.

В деле находятся материалы проверок, справки из бесед, переписка и некоторые сведения от свидетелей, очевидцев событий. Граждане Советского Союза, Польши, Германии, они попытались сообщить, что знают, что слышали. В некоторых документах можно проследить, как резко меняли свои свидетельские показания или вовсе забывали о своих первоначальных сообщениях заявители. Что это? Умысел? Давление из вне? Сложно установить, некоторым сведениям больше 60-ти лет. Никого, кто мог бы сейчас подтвердить информацию, не осталось.

previous arrow
next arrow
previous arrownext arrow
Slider

Навалихин Д.К.:

«В замковых подвалах видел наклонную шахту под углом примерно в 45 градусов, это был 1948 г. Она находилась в западной части под залом московитов. Шахта глубиной 18 - 20 м. Так же в подвалах северного крыла видел гипсовые слепки с колоколов». В прошлом главный архитектор г. Калининграда Навалихин Д.К.

Вацлав Флёрковский:

Республика Польша, Мазоветское воеводство г.Остроленка, 25 января 1968 г.

В беседе с гражданином Ф.Л. (так в документе) он сообщил, что в деревне Пелты Остроленского повята проживает гражданин Вацлав Флёрковский, который во время гитлеровской оккупации в 1945 г. был забран немцами и направлен копать окопы. Собеседник сообщил, что гр. Флёрковский должен якобы знать о захоронении немцами в г. Калининграде ценных предметов. С целью выяснения этого я направился вместе с зам. коменданта милиции по делам безопасности Остроленского повята капитаном Новаком в дер. Пелты, где была проведена беседа с гражданином Флёрковским.

В состоявшейся беседе Флёрковский рассказал следующее: в январе 1945 г. он был забран немцами вместе с лошадью и повозкой. В конце января с немцами добрался до Кёнигсберга. В Кёнигсберге немцы забрали лошадь, а гражданина Флёрковского направили в лагерь "Зихаль" (местонахождение названия такого лагеря установить не удалось). В связи с приближением фронта, людей, находившихся в лагере, направляли копать окопы для немецкой армии. Однажды немцы взяли из лагеря 6 человек, в том числе Флёрковского, и привезли их в сгоревший замок. Флёрковский пояснил, что замок сгорел во время бомбардировки Кёнигсберга советской авиацией. (По всей видимости, поляк не знал, кто бомбил Кёнигсберг в августе 1944 г. - примечание автора).

Замок был построен в форме прямоугольника, в середине которого была площадка. Подвалы под замком сгоревшими не были, в них находились новые бочки и ящики. Как заметил Флерковский, в подвалах работали немецкие солдаты. С прибытием в замок немцы приказали копать глубокий ров.

Флёрковский отметил, что в фундаменте под замком было вырублено отверстие около полутора метров. От этого отверстия до трамвайной линии в сторону улицы, т.е. метров 30, люди копали глубокий ров.

Ров был такой глубокий, что со дна его нельзя было выбрасывать землю непосредственно на поверхность. Нужно было выбрасывать землю на подмостки, с которых другие люди выбрасывали эту землю наружу. Ночью сами немцы в этом рву устанавливали бочки и ящики (ящики были размером 2 метра длиной, 80 см шириной и 60 см высотой). Ящики и бочки приносили из подвалов замка, что находилось в бочках и ящиках Флёрковский не знает.

Немцы на следующий день приказали сделать в этом рву леса, на которые клали доски и всё это засыпали слоем земли толщиной 1,5 метра. Вход из подвала в ров немцы зацементировали. Флёрковский также сообщил, что около замка проходила трамвайная линия, в направлении которой был вырыт ров. Если смотреть на замок со стороны трамвайной линии, то по правой стороне была улица, с которой выезжали в ворота во двор замка. Недалеко от ворот на той же самой улице был газон, посреди которого стоял памятник, изображающий наездника на коне.

Над воротами замка была башня. Если смотреть на замок с того же места, то есть со стороны трамвайной линии, то с левой стороны замка также проходила улица. После окончания работ, о которых говорил Флёрковский, немцы всех работающих отвезли в какое-то здание. В это время был налет авиации. Немцы все прятались, а люди разбежались в разные стороны. Вскоре наступило освобождение, и Флёрковский вернулся домой. Вместе с Флёрковским работали: гражданин Франчишек, проживающий в Пелты, Домиан Станислав, проживающий ранее там же, во время налета на Кёнигсберг, вероятно, погиб. Как утверждает Флёрковский, спрятанные предметы несомненно представляли большую ценность. На вопрос, почему он раньше об этом не говорил, ответил, что боялся мести со стороны немцев. Сейчас узнал от оператора, который работает в системе ухода за лугами в Пелтах, и который прибыл из Олыштынского воеводства, что осенью прошлого года в газете «Глос Олыштынский» была статья, в которой обращались с призывом к людям, знавшим что-либо о захоронении немцами в Кёнигсберге в последние дни войны ценностей. В этой статье обращались к лицам, знавшим такие факты, явиться в редакцию или сообщить об этом в другие органы власти. Учитывая это, Флёрковский и сообщает о факте, свидетелем которого был.
Оперативный инспектор службы безопасности в Остроленке, поручик С. Борсук. Перевел с польского языка на русский - Одинцов.

(Далее была проведена еще одна встреча 21 ноября 1970 г. Пан Флёрковский не пожелал разговаривать без учителя русского языка, а также в присутствии директора местной школы. Категорически отказался говорить при включённой магнитофонной записи. Согласился ответить на вопросы без записи ответов в любом виде, так как уже раньше все рассказал).

Хайн Буттерс (перевод с немецкого):

Офицеру по культработе, Берлин, 10 мая 1972 г.

Я смотрел передачу ГДР о Янтарной комнате в г. Пушкине. Поэтому я хотел бы переговорить с товарищем, может, я смогу помочь разыскать тайник.

С социалистическим приветом Хайн Буттерс.

По-русски говорить не могу. По словам моей родственницы, из ФРГ, тайник находится под алтарём церкви (в Калининграде). Вход в эту церковь - из подвала ресторана «Эрбгерихт».

Материалы поступили начальнику особого отдела КГБ при Совете Министров СССР.

(По всей видимости, заявитель перепутал название или переводчик неверно записал название «Эрбгерихт», верно будет - замковый ресторан «Блютгерихт»).

Позднее, родственница Буттерса рассказала, что, находясь в период войны в Кёнигсберге, она слышала разговор двух эсэсовцев, в котором один из них задал вопрос другому, куда девать ящики с картинами. Второй ответил, что их надлежит поместить вместе с Янтарной комнатой.

При перемещении ящиков с картинами, родственница Буттерса определила, что Янтарная комната спрятана под алтарём церкви. Вход в тайник со стороны бывшего ресторана «Эрбгерихт» (снова ошибка, так написано в документе) из подвала ресторана. После переноски картин эсэсовцы замуровали тайник и замаскировали его.

Херберт Ковальчик:

Херберт Ковальчик, бывший уроженец Кёнигсберга, сообщает:

«В подвальных склепах замка, под западной стороной, мне известно несколько помещений, которые также уходят на несколько этажей вглубь земли. Там находились складские помещения вина и торговли (неразборчивое слово) «Блютгерихт» (северная сторона замка). Эти помещения мне известны со времени 1932-1934 г., когда я был представителем большой торговой фирмы Альберта Кайхеля в Кёнигсберге и доставлял для него из этих подвалов много бутылок вина».

13 марта 1973 г.

Герхард Клумбис:

Послу СССР в ГДР Берлин, Унтер ден Линден, 6 сентября 1973 г.

Уважаемый г-н Посол!

Мое письмо касается янтарной комнаты, которая была подарена королем Пруссии царю Петру I, вывезена немецкими войсками во время второй мировой войны из Царского села (г. Пушкин) в Кенигсберг (г. Калининград) и там потеряна.

Я ничего не знаю о местонахождении комнаты, но хотел бы высказать одну гипотезу, которая возникла из сопоставления новых публикаций в прессе со знанием местности в Кенигсберге, где я родился:

  • 5 апреля 1945 г. янтарная комната в ящиках была спрятана винном погребе замка.
  • Утром 6 апреля началась массированная артподготовка и бомбежка города, перешедшая в наступление Красной армии на город. В ходе непрерывных боев армия дошла до центра окруженного города, и 9 апреля произошла капитуляция.
  • Исчезнувшие впоследствии ящики с янтарной комнатой находились в распоряжении директора музея доктора А. Роде. 4 марта, ожидая наступление на город, представитель гражданских властей, гаулейтер говорил с ним о сохранении янтарной комнаты. К этим фактам, известным мне из прессы, я добавлю мои сведения.
  • Около замкового ресторана находился старый колодец. Несколько сотен лет он не использовался по назначению. Шахта колодца законсервирована и нет следов его существования.

А. Роде мог знать о нём. Лучшее место для сокрытия ценностей - шахта колодца. Осуществить перенос не сложно, больших сил на эти работы не понадобится. В виду этого мое предположение о том, что комната может находиться в шахте бывшего колодца. Если этот колодец неизвестен, я могу показать его местоположение.

С уважением КЛУМБИС

Генри Витек:

12.2.1972 г. в переводе с Польского

Объяснение заключённого Генри Витека 12.2.1972 г.

Сведения, которые я хотел бы сообщить советским властям, мне напомнила передача польского телевидения об янтарной комнате. Возможно, сведения, которыми я располагаю, помогут отыскать ценности, которые пропали.

Во время войны я был угнан на принудительные работы в Германию в г. Клайпеду (ранее назвался г. Мемель). В Клайпеде я находился с 1942 г. до момента ее занятия красной армией, т.е. до 21-23 января 1945 г. Перед отступлением немцы вывезли нас в Пиллау (ныне г. Балтийск), а затем в Кенигсберг, где мы находились в лагере для иностранцев. На работы нас отправляли каждый день. Из учреждений и домов мы вывозили оборудование, а также различное имущество. Сборный пункт и склад находился на территории «Вильгельмовского замка» (так в документе). Там происходили сортировка и упаковка вещей для отправки Германию. С 1.2.45 г. до 15-20.3.45 г. я упаковывал оборудование в ящики и видел большое количество тары, обозначенные одинаково. Обозначались они литерами OST и цифрами. Складировали упакованное в подвале правого крыла замка. 1-10 марта 1945 г. рано утром грузовики увезли груз. Дня через два-три грузовики вернулись с тем же грузом назад, их разгружали те же заключенные, у них была одинаковая лагерная одежда.

Ящики были сложены в подвале замка, я думаю, что это те, о которых шла речь в телепередаче, все имущество было под охраной. Однажды их осматривал Э. Кох. Вероятно, внутри ящиков находились дорогие вещи, т.к. за ними наблюдало гестапо и сам Кох. Несколько дней они были заперты в той же комнате в подвале. Потом привезли кирпич во двор замка, он был похож по цвету и форме на замковые постройки. Сюда привезли каменщиков, якобы для ремонтно-восстановительных работ. Спустя несколько дней подвалы были пусты, я не видел, чтобы из них выносили охраняемые вещи. Немец, с которым я работал, рассказывал мне, что в замке есть ходы, которые расходятся в двух направлениях. Вероятно, их спрятали в подземельях замка. В Крулевце (так некоторые поляки называли Кёнигсберг) я был до его капитуляции и занятия советскими войсками. Советская армия освободила нас 6-7 апреля 1945г.

В связи с этим, прошу меня связать с советскими властями, которым я сообщу дополнительные сведения, они помогут навести на след украденных вещей, спрятанных в Кёнигсберге.

Прошу прислать смотрителя замка, с которым я смог бы поговорить на эту тему. Также прошу захватить план замка и северо-восточной части города. Я покажу на планах, где были сложены ящики, а также направления туннелей в замке. Не знаю, что было в ящиках, но предполагаю, что там были ценные вещи. Лиц, которые могли бы подтвердить мои сведения я назвать не могу, т.к. не помню их фамилий, ни заключенных, ни охрану.

Предполагаю, что немцы хотели отправить груз в Пиллау (ныне Балтийск), но поскольку морской путь был закрыт, привезли назад и спрятали в замке.

Генри Витек, Белосток (ПНР).

Фрайе Вельт (журнал) 3 апреля 1975 г.:

На запрос Министерства Культуры РСФСР Главное Архивное Управление выслало в 1968г. материал о Висте, который сообщил следующие данные:

«Сведения «Фрайе вельт», что янтарную комнату, видели в последний раз в упакованном виде в январе 1945г. на территории Королевского замка. Это подтверждал также мой отец. Он рассказал также о том, где она укрыта. Их было 12-15 человек, прятали они её в подвальных помещениях церкви, расположенной непосредственно на территории Королевского замка, входы трудно найти, они замаскированы надгробными плитами».

Дополнительные сведения об этой истории.

Георг Штайн:

В городе имелись 3 ратуши на о. Кнайпхоф, на площади Гитлера и в районе между замком и Прегелем. Ратуша в районе замка имела подземные ходы. Много подземных ходов было в р-не Лебинихт. Здание Рейхсбанка первоначально использовалось под складское помещение замка, а потом было переоборудовано под банк. Замок и здание банка соединено подземным ходом. Схема расположения подземных ходов в р-не замка есть в одном из архивов ФРГ.

8 июня 1981 г.

Бутенко М.Я.:

В 1945 г. летом Бутенко М.Я. со своим командиром тов. Васильевым приехал в г. Кенигсберг, по служебным делам. После выполнения служебных обязанностей они возвращались на южный вокзал и шли дорогой мимо замка. На противоположной стороне дороги напротив замка находилось разбитое здание, вернее груда кирпичей, оставшаяся от здания. На углу этих развалин, со стороны реки они заметили полузасыпанный кирпичом ход в подвалы.

Он вместе с Васильевым спустились вниз и увидели ход, сооруженный из красного кирпича с арочным потолком, а также увидели узкоколейную железную дорогу. Бутенко предложил пройти по ходу и обследовать его, но его командир Васильев не разрешил, опасаясь взрыва мин. Об этом ходе и рассказывал он ранее сослуживцам. Других подземных сооружений он не знает. 27 января 1975 г.

Позднее площадку на месте руин несколько раз проверяли, ничего особо ценного обнаружить не удалось.

Сегодня можно побывать на месте, где стоял Королевский замок, и даже увидеть остатки подвальных сооружений. Их, насколько это было возможно, облагородили.

Восстановление Королевского замка

Эта история может запутать кого угодно. Рассматривался вариант воссоздания части замка, его западного флигеля. Ходят слухи, эту идею представили президенту, одобрил. Несколько раз менялись планы, проекты, шло время. Вопрос так и не решался. Позднее вообще отказались от этой идеи.

Противники и сторонники строительства не перестают спорить.

Сторонники твердят - нам нужен центр туризма. Здесь мы сможем представить миру самое лучшее, что есть, это будет грандиозный проект! Хотя, кого мы сможем удивить новоделом, от замка ничего не осталось. Всё, что построят - будет новым.

Противники строительства замка предлагают восстанавливать еще не до конца разрушенные и разваленные объекты культурного наследия города и области, которых сотни. В том числе бастионный комплекс, форты, и многое другое, что продолжает исчезать.

Таких объектов нет нигде в России, и те, что восстановили, продолжают привлекать новых посетителей. Пример тому ворота, башни, бастионы, форты. У них есть история, это интересно, поток посетителей только растёт.

Будем надеяться, что возобладает рациональное решение и г. Калининград от этого только выиграет, а туристический поток будет расти.

Королевский замок в кино

Руины королевского замка попадали в кадры советских кинолент. Калининград и его немецкое прошлое интересовали советских режиссёров.

В основном здесь снимали фильмы про войну, вернее будет сказать, эпизоды войны:

  • Встреча на Эльбе, 1949 г.
  • Судьба человека, 1959 г.
  • Отец солдата, 1964 г.
  • Женя, Женечка и Катюша, 1967 г.
  • Чистые пруды, 1965 г.
  • Два года над пропастью, 1966 г.
  • Помни Каспар!, 1964 г.
  • Третий тайм, 1962 г.
  • Разведчики, 1968 г.
  • Секретная миссия, 1950 г.
  • Дорогой мой человек, 1958 г.
  • Где ты теперь Максим, 1965 г.
  • Украинская рапсодия, 1961 г.
  • Щит и меч, 1968г.
  • В твоих руках жизнь, 1958 г.

Статье использованы материалы:

  • А. Овсянова,
  • А. Бахтина,
  • В. Воронова,
  • Д. Дунаевского,
  • О. Ляша,
  • Архив КГАЭ,
  • Личный архив автора.

Сохраните себе ссылку, чтобы не потерять!

2 комментария

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности