Музей Мирового океана в Калининграде

Музей Мирового океана в Калининграде - это одно из самых уникальных и необычных мест в городе, привлекающее жителей и гостей города. Основан в 1990 г. и известен всей стране как музейный комплекс и центр научных исследований. Его филиалы находятся в г. Светлогорске (Люди моря) и Санкт-Петербурге (ледокол Красин).

Кто-то скажет: «занудство, музеи». Но это совсем не так. Где вы сможете ходить в музее как будто находитесь в порту, на военно-морской базе, аэродроме или просто на корабле? Так вот это - то самое место. Экспозиция огромная. Настоящие морские суда, подводная лодка и уникальный гидросамолёт! Все пропитано морской романтикой, почти как в море.

В 2020 г. отмечает свой юбилей. 30 лет назад это была полузаброшенная неприглядная территория - сегодня одна из самых современных, технологичных и лучших музейных площадок в городе.

Самый первый и один из главных экспонатов - судно «Витязь», его история очень большая и многогранная.

«Марс» - предыдущее его название. Построен в 1939 г. в Германии. Должен был осуществлять регулярные рейсы в Испанию и Португалию. Во Второй мировой войне был военно-транспортным судном.

С 1946 г. по военным репарациям после некоторых изменений в части правопреемников передано Советскому Союзу. Позднее после череды переименований, переоборудования, внесения технических изменений к 1949 г. «Витязь» стал настоящим научно-исследовательским судном института океанологии П.П. Ширшова РАН, он был самым оснащенным и оборудованным для океанологических исследований.

До 1979 г., за тридцать лет совершил огромное количество изысканий, а также множество открытий. Благодаря НИС «Витязь» советская наука смогла сделать существенный прорыв в области изучения морских глубин, ихтиологии, фауны. Он приобрел всемирную известность, во время стоянок в зарубежных портах к нему выстраивалась очередь, чтобы посетить легендарный корабль. В книге почетных гостей есть запись, которую оставил Жак Ив Кусто (1910-1997) – легендарный исследователь, путешественник, создатель акваланга.

Время не щадит ни оборудование, ни механизмы. К сожалению, в 1979 г. он был списан и выведен из состава флота. Ко всему непростые времена, начинавшиеся в СССР, не позволили продолжать исследовательскую работу, даже элементарное поддержание судна в целостности. Долгие годы он простоял в порту Калининграда, до 1990 г. полностью обветшал, подвергся разрушению.

Немецкими специалистами было сделано заключение – восстановлению не подлежит. Но порезать на металл легенду было немыслимо. Его решили восстановить. Привели в порядок внутренние убранства, отремонтировали палубу, покрасили, и красавец «Витязь» пришел на стоянку у главного корпуса.

Произошло второе рождение - это было невероятное событие. В ноябре 2007 г. ему присвоен статус «Памятника науки и техники 1 ранга».

Сегодня на нём множество различных экспозиций.

Жизнь судна «Витязь» в наши дни

Это уникальные внутренние помещения интерьеров 1950-х, медицинский блок, фонарный склад, буфет, салон команды. Каюта капитана одна из немногих, которая почти полностью сохранилась. Меблировка выполнена со вкусом, очень много дерева, не сразу понимаешь, что находишься на корабле, очень уютно.

Ходовая рубка, устройства управления механизмами. В узле связи можно попробовать поработать на ключе и услышать звуки Морзе.

Судовая библиотека – единственная в своём роде, она входила в единый реестр библиотек Советского Союза. В ней размещено панно-интарсия, которое изготавливалось в г. Висмаре (Германия), при переоборудовании 1946 – 1948 гг.

Можно увидеть машинное отделение, где стоит настоящий немецкий двигатель фирмы Krupp мощностью 3000 тыс. л/с.

Посетив экспозицию флоры и фауны, с реальными экспонатами, добытыми при исследовании, можно представить, насколько богаты водные просторы различными организмами, о существовании которых не подозреваешь.

Экспозиции судна-музея познавательны и будут интересны как взрослым, так и детям.

Помимо ознакомления с музейными экспонатами на судне есть отель. Гостевые номера названы именами писателей маринистов. В них можно расположиться на отдых, почувствовать себя в момент похода по морям и океанам. Рядом расположена бесплатная парковка.

Средний рыболовный траулер СРТ-129

Это единственное в стране судно-музей, посвященное рыбопромысловому флоту. До 1991 г. в СССР насчитывалось более 3200 промысловых судов, добываемый объём 11,2 млн тонн рыбы.

СРТ был передан в счет репараций после войны Советскому Союзу. Тяжёлые послевоенные голодные годы требовали от Калининградских рыбаков множество усилий и сноровки, осваивать новые методы в неизведанных районах для рыбной ловли. Именно на таком типе судна в середине 1950-х вышли на добычу. Она была чрезвычайно сложной, новые неизвестные районы, найти рыбные косяки не так было просто. Маломерность и небольшая автономность судна не позволяла накапливать большие объёмы продуктов ловли в трюме, и требовалась постоянная перегрузка, из-за чего приходилось задействовать дополнительные человеческие ресурсы.

Но уже к 1960-м Калининградской флотилией добывалось 11% рыбы от общесоюзного количества добываемых ресурсов.

Экспозиция СРТ-129 посвящена «Пионерам океанического лова». Здесь представлена история промысла в Советском Союзе. Быт, работа, жизнь на судне. Уникальные предметы были собраны в единое целое, чтобы как можно подробнее рассказать о труде рыбаков во время похода. Различные орудия лова, канаты, сети, приспособления, рыбодел и так далее.

СРТ оборудован парусом, который был необходим для повышения скорости при переходах, а также являлся аварийным устройством, в случае выхода из строя двигателя, так скажем «дотянуть до ближайшей помощи».

На траулере можно осмотреть трюм, жилой отсек, салон команды, ходовую рубку и каюту капитана.

Он уникален тем, что обычно такие суда эксплуатировали не долго. Они быстро окупались и сразу же сдавались в металлолом. СРТ-129 повезло. По назначению он проработал совсем не много и сразу же отправился на легкую работу в службы ВМФ как морская лаборатория, для измерений и наблюдений в Балтийском море. К 1996 г. списали и передали в Калининградский рыбный порт. Там его установили, как памятник промысловикам. Но порт - режимный объект, пустить гостей и посмотреть его задача сложная, хлопотная. Выход был найден - передать в Музей Мирового океана.

СРТ-129 встал на стоянку на свое первое в музее почетное место, в память о первопроходцах, пионерах рыбопромыслового флота.

Научно-исследовательское судно - «Космонавт Виктор Пацаев»

При испытании баллистических ракет, запуска спутников космических аппаратов, работы орбитальных станций требовалось получать постоянные сведения о состоянии техники, работе всех узлов. Телеметрические данные должны мгновенно оказываться на рабочем месте специалистов, на земле. В ЦУП (центр управления полетами) стекаются одновременно, ежесекундно сотни показаний. За ними следят десятки операторов. Лишь полный контроль над техникой позволит проводить запуски, полёты, спуски успешными. А ведь спутники и космические корабли стоят баснословных денег, секундная потеря связи, приём или передача данных, может привести к непоправимым последствиям и даже к человеческим жертвам. В момент запусков или нахождении на орбите объекты треть маршрутного времени находятся над морями и океанами, а это означало полную потерю связи, в океане не было возможности поддерживать устойчивую и постоянную связь. Полёты «вслепую» представляли огромную опасность потери объекта, а также точность выведения на орбиту зависела от постоянного контроля.

Было решено создать морские суда особого назначения, оснащенные специальным оборудованием, которые позволят избежать проблем с отсутствием связи в невидимых точках. С их помощью станет возможным проводить испытания, тестировать новые системы, отрабатывать нештатные ситуации.

С 1960 г. первые три корабля были оснащены по последнему слову техники и приступили к выполнению своих задач. Первый пилотируемый полёт Ю.А. Гагарина был обеспечен судами Краснодар, Долинск, Ворошилов.

С 1959 и до 1991 г. было создано 17 спец судов и называлась они - СКИ ОМЭР (Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР). Все корабли разные и по-разному были оснащены, со временем и опытом менялись технические средства и устройства. Если на первых судах были установлены только кунги от спецмашин в трюмах, то поздние модификации поражают своими техническими усовершенствованиями. Даже на фото они кажутся величественными и самыми совершенными.

previous arrow
next arrow
previous arrownext arrow
Slider

В начале 1960-х суда были обычными, их переделывали из грузовых, гражданских. К началу 1970-х это были специализированные теплоходы, с многократно увеличенной автономностью работы и расширенным спектром действий.

К сожалению, в 1990-е г. всё, что осталось от легендарной космической флотилии, было продано и порезано на металл. Лишь единственное судно «Космонавт Виктор Пацаев» чудом уцелело.

Несмотря на то, что уже с 2001 г. он стоит у причала музея, работа по назначению на нём продолжалась до 2017 г.

Сегодня здесь проводятся экскурсии, в нём есть уникальное радиотехническое оборудование, на экскурсии вы узнаете о великой истории Советской космонавтики и Космического Флота СССР. Включён в объект культурного наследия РФ.

Подводная лодка Б-413

Один из самых посещаемых и известных экспонатов Музея Мирового океана, от Калининграда до Владивостока. Её посетили более трех миллионов человек! Она знаменита как в России, так и за рубежом.

Советская дизель–электрическая подводная лодка проекта 641. Спуск состоялся 7 октября 1968 года. В составе бригады совершила самый длительный автономный поход без смены экипажа, который составил - 392 суток.

В мире не так много экспонируемых субмарин. Вся сложность в их дороговизне, гораздо выгоднее утилизировать после списания как вторсырье, чем выставлять в музее.

Внутри полностью сохранена оригинальная обстановка. Каюты, камбуз, рубка, торпедные аппараты, машинное отделение. Все настоящее. Для желающих есть возможность встать за перископ.

Маршрут начинается от носовых торпедных аппаратов, и проходит через весь корабль с выходом в кормовой отсек. В момент оборудования будущей экспозиции были специально разработаны входные и выходные надстройки в бывших загрузочных люках, это сделано для удобства спусков и выходов. Перемещение в отсеках осуществляется через люки. Ощущение - как будто бы становишься членом команды, и представляешь, что значит быть подводником.

Из-за своей оригинальности на подлодке не редко снимают художественные фильмы и сериалы.

Некоторые гости ходят на лодку не один раз, настолько сильное впечатление испытывают при посещении. Благодаря сохранённой обстановке в корабле, а это кабеля, механизмы, переключатели, системы жизнеобеспечения, трубы, фильтры, помещения, радиостанция, переговорные устройства, и многого другого, есть определенная атмосфера. Обязательно послушайте экскурсию, узнаете много интересного и необычного. По статистике учебных центров, около 5% посещающих этот объект дошкольников идут учиться в морские гражданские и военно-морские учебные заведения. Если будете в Калининграде, обязательно сходите на ПЛ Б-413!

Гидросамолет Бе-12

Редкий экспонат в виде самолёта и лодки. Правильное название – противолодочный самолёт амфибия Бе-12 «Чайка».

История появления такой авиации была вызвана с возникшей угрозой нахождения вражеских подводных лодок в акваториях Советского Союза. Требовалось специальное устройство, с помощью которого нужно было искать и обнаруживать суда вероятного противника. Таким средством стал гидросамолёт. Эти машины надежны, просты, но поисковое оборудование для обнаружения и пеленгации на них сложное. В отдельных случаях он мог нести ядерную бомбу СК-1 «Скальп».

На борту могло размещаться 24 варианта вооружения, в основном минно-торпедное.

Позднее несколько образцов такого типа передали в гражданские службы, преимущественно для тушения лесных пожаров. И они блестяще себя показали.

На двухмоторных высокопланах установлены два мировых рекорда. Суммарно их было произведено 143 образца плюс два экземпляра для стендовых и лётных испытаний. Всего Г/С «Чайка» на всех флотах с момента эксплуатации этой модели обнаружили около 140 иностранных субмарин. В 90-е все 5 противолодочных эскадрилий были расформированы, в большинстве своем все судна были распилены на металл. Сегодня таких моделей практически не осталось. Бе-12 своевременно оказался на стоянке Музея Мирового океана около своей военно-морской экспозиции. Теперь это еще один уникальный экспонат, в котором можно посидеть за штурвалом, узнать, как выглядит внутри истребитель подводных лодок!

Помимо основных экспонатов здесь находится экспозиция вооружений Военно-Морского флота: торпеды, автоматические пушки, ходовая рубка, глубинные бомбы и даже малый подводный аппарат «Тритон» или как его еще называют сверхмалая подводная лодка.

Территория буквально нашпигована разными экспонатами, которые можно трогать, крутить и даже слушать.

Помимо экспозиции на причале у набережной музей располагает археологической находкой «корабль XIX века», подводными аппаратами «Пайсис-VII» и «Теттис», яхтой 1950-х гг «Фольксбот», эвакуационными шлюпками с барка «Крузенштерн».

Сохраните себе ссылку, чтобы не потерять!

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности