Городские ворота в Калининграде — это памятники оборонительного зодчества Кёнигсберга, объекты культурного наследия.
Содержание
- 1 История появления
- 2 Какие ворота остались в Калининграде, как они называются и где их можно увидеть
- 2.1 Закхаймские ворота (Zachheimer Tor) – ул. Литовский вал, 61
- 2.2 Королевские ворота (Königstor) – ул. Фрунзе, 112
- 2.3 Росгартенские ворота (Rossgarten Tor) – ул. площадь Маршала Василевского, 3
- 2.4 Аусфальские ворота (Ausfalleimer Tor) – Гвардейский проспект, 22А
- 2.5 Железнодорожные ворота (Eisenbahntor) – Гвардейский проспект, 51
- 2.6 Фридрихсбургские ворота (Friedrichsburger Tor) – ул. Портовая, 39
- 2.7 Бранденбургские ворота (Brandenburger Tor) – ул. Багратиона, 137
- 2.8 Фридландские ворота (Friedland Tor) – ул. Дзержинского, 30
История появления
В старом Кёнигсберге было несколько видов ворот. Они делились по типу и назначению:
- каретные,
- кладбищенские,
- караульные,
- замковые,
- рыночные,
- церковные,
- внутригородские,
- межгородские,
- вокзальные,
- портовые,
- мостовые,
- оборонительные,
- хозяйственные.
В архитектурно-культурном смысле ворота возводились в стиле ренессанс и барокко.
В основном, они носили названия направления дорог или улиц, выходящих из них или проходящих через. Строились из разных материалов, были разных объёмов и форм.
Помимо своих пропускных функций ворота были вестниками событий. Например, если на воротах военного назначения рисовали журавля, то это извещало о военной опасности и повышении бдительности. Рисунок козла на хозяйственных воротах сообщал о направлении дороги на пастбище, а если рисовали кочан капусты, это означало начало сезона посева и посадки овощей.
Многие ворота убирали в рамках городской застройки еще в 19 веке, большую долю уничтожила английская бомбардировка Кенигсберга 1944 г., часть исчезла в результате городских боев 1945 г.
После Шведского вторжения в Прибалтийские государства, вероятно, курфюрст Георг Вильгельм опасался будущих военных конфликтов и распорядился о военном строительстве вокруг Кёнигсберга. Оборонительная система состояла из земляных валов высотой до 6 м, водных рвов шириной до 20 м. Источники утверждают – 14 лет тяжелого строительства, обременяющего все городские нужды жителей. Но, к 1627 г. работы были выполнены.
Изначально это были простые земляные валы, однопролетные ворота с караульными помещениями. Общее количество возведенных фортификационных сооружений вального обвода Кенигсберга:
- 26 бастионов;
- 8 полубастионов;
- 9 ворот.
Протяженность оборонительного обвода вокруг Кёнигсберга составила 15 км.
После Наполеоновских войн в Восточной Пруссии и её центре – Кёнигсберге опасались возмездия. Учитывая опыт предыдущего строительства, в некоторой степени повторяя оборонительные контуры предыдущего вала, возвели так называемый второй оборонительный обвод. Только на этот раз в строительстве использовался многообжиговый кирпич, бутовый камень, применялись самые современные защитные фортификационные приёмы 19 века.
С 1840 г, до начала 20 в. было сооружено 26 фортификационных сооружений, в том числе 10 ворот.
Во время Фридриха Вильгельма IV на долю его правления выпало строительство сооружений, возводимые объекты строили с эстетической задачей. Это означало применение архитектурных оформлений, наступила эпоха романтизма, которая отразилась и на военных объектах.
Потеряв свое военное значение в 20 веке, оборонительный комплекс стал мирным. Вокруг бывших оборонительных сооружений возвели Зеленый пояс Шнайдера.
Справка. Эрнст Шнайдер - специалист по садово-парковой архитектуре.
Срывались валы, разбирались мешающие развитию ворота, бастионы и так далее, а те, что остались, вошли в городскую среду как памятники архитектуры и оборонительного зодчества.
После Второй мировой войны существенная доля сооружений сохранилась, в том числе и 8 ворот.
Какие ворота остались в Калининграде, как они называются и где их можно увидеть
Ниже рассмотрим сохранившиеся в Калининграде крепостные ворота, их названия и адреса:
Закхаймские ворота (Zachheimer Tor) – ул. Литовский вал, 61
Построены 1855-1860 г. Свое название получили от бывшего района Закхайм.
Внутренний фасад орнаментирован крестоцветом. Имеют 2 круглые и 2 восьмиугольные башни. С внутренней стороны над башнями расположены машикули. Внутри для посетителей работает арт кафе.
Королевские ворота (Königstor) – ул. Фрунзе, 112
Построены 1843-1850 г. Название говорит о том, что через них шла прямая дорога на Королевский замок Кёнигсберга.
Со всех сторон их украшают 8 восьмигранных башенок. С фасада в нишах расположены фигуры отцов основателей Кёнигсберга:
- Оттокара Богемского (слева),
- Фридриха I (в центре),
- Герцога Альбрехта (справа).
До 2005 г. находились в плачевном состоянии, отреставрированы к шестидесятилетию штурма города-крепости Кёнигсберг (975-летия Кёнигсберга-Калининграда). Филиал Музея Мирового Океана.
Росгартенские ворота (Rossgarten Tor) – ул. площадь Маршала Василевского, 3
1852-1855 г. постройки. Своё название получили от бывшего названия района Росгартен.
Одноярусные, с арочной аркадой. Архитектурные приемы:
- зубчатый парапет,
- стилизованные турели,
- горельефы Шарнхоста и Гнейзенау.
Примыкают к башне Дона, сегодня Музей Янтаря.
Аусфальские ворота (Ausfalleimer Tor) – Гвардейский проспект, 22А
Сооружены около 1865 г. Название, вероятно, связано с мостом через канал, трактуется как «падающие ворота».
Изначальный проект предусматривал пешеходный проход. Основание выполнено из бутового камня, единственные ворота с таким техническим исполнением. Боковые стены оборудованы амбразурами для ведения огня радиусом обстрела 180°. Имеют зубчатый парапет, впереди водный ров. Ранее перед ними находился мост над ливнесточным каналом, входящим в ров. Над боевой платформой возведена часовня Георгия Победоносца в 1995 г.
Железнодорожные ворота (Eisenbahntor) – Гвардейский проспект, 51
Сооружены в 1886-1889 г. Название приобрели благодаря железнодорожным путям, которые проходили через их стрельчатые арки. Расположены под Гвардейским проспектом.
Ранее носили не только оборонительное значение, но и служили железнодорожным пропускным пунктом, а также виадуком. С фасада расположена кордегардия с амбразурами.
Фридрихсбургские ворота (Friedrichsburger Tor) – ул. Портовая, 39
Построены в 1858 г. Свое название получили в память о крепости Фридрихсбург, которая находилась в канале р. Преголя.
Имеют 4 круглые башни с зубчатым парапетом. Вверху находятся стилизованные машикули, ниже расположены «воловьи окна». Над центральным проходом надпись Fort Fridrichsburg, готическим шрифтом. Сейчас - филиал Музея Мирового океана.
Бранденбургские ворота (Brandenburger Tor) – ул. Багратиона, 137
Построены в 1851 г. Название выбрано благодаря направлению на Бранденбург, населенный пункт в пригороде.
Ворота готического стиля с римскими фронтонами. Имеют горельефы с внутренней стороны, в них изображены реформисты наполеоновских войн - Герман фон Бойен и Людвиг фон Астер, по сути союзники России в борьбе с Наполеоном.
Бранденбургские ворота сохранили свою значимость и первоначальную функцию: через них проезжает транспорт и по ныне. С внешней части над арками расположены изображения Восточно Прусских орлов. Внутри казематов расположился Музей Марципана.
Фридландские ворота (Friedland Tor) – ул. Дзержинского, 30
Построены в 1857-1862 г. Названы направлением на город Фридланд, свободная земля, ныне г. Правдинск. Построены в неоготическом стиле, над внутренним и внешним фасадом расположены скульптуры магистра тевтонского ордена Фридриха фон Цоллерна и Зигфрида фон Фойхтвагена.
Скульптура Фон Цоллерна держит знамя в руках, Фойхтваген - макет замка Мариенбург.
Фридландские ворота - самые укрепленные, имеют двойную кордегардию и водный ров. Внутри музей истории Восточной Пруссии с актуальными экспозициями.
Справка. Все ворота в Калининграде, кроме Аусфальских, приведены в надлежащее состояние. В них экспонируются выставки, работают музейные пространства.
В статье использованы материалы:
- А.П. Овсянова;
- В.И. Воронова;
- Справочник объектов культурного наследия Калининградской области;
- Бальдура Кёстера;
- Личный архив автора.