История и архитектура Южного вокзала Калининграда

Комплекс зданий главного железнодорожного вокзала — такой термин будет наиболее полным и верным. На немецком языке — Königsberg Hauptbahnhof.

Вокзал построен в 1929 году как современный и максимально продуманный в техническом отношении объект транспортной инфраструктуры. Кёнигсберг в 1920–1930-е годы развивался невероятными темпами, росла и нагрузка на железнодорожный транспорт. Требовались совершенные и современные объекты обслуживания и сопутствующие транспортным службам здания.

Вокзал сконструирован максимально удобно и технически безупречно. К примеру, главное здание и примыкающие служебные помещения выполняли роль прикрытия внешнего вида от работы путевых служб и от коптящих паровых локомотивов, чтобы, так сказать, не портить эфир и вид.

Главный фасад, вестибюльная часть, выполнен в форме куба. В центре — окно в виде стрельчатой арки с восемью вертикальными перегородками. Фасады украшены декоративными вертикальными выступами треугольной формы.

В правой части вокзала на нижнем этаже располагались магазины, на верхних этажах — офисы; в левой части — залы ожидания.

Вестибюль — парадная длиной 24 метра и шириной 15 метров — расположен по средней оси и плавно переходит в тоннель, проходящий на глубине шести метров и ведущий к шести платформам.

Отдельный багажный тоннель расположен под пешеходным тоннелем, и из него с помощью лифтов можно было попасть к платформам. Также он соединялся с почтовым тоннелем и шел до самого почтамта.

Вся суть таких подземных решений — убрать с наземной части все грузопассажирские перемещения вокзала, что являлось инновацией начала 1930-х годов. В первую очередь экономилось пространство, также немаловажный фактор — удобство: разделялись потоки пассажиров и поток грузов, чтобы никто никому не мешал.

Внутри справа от вестибюля располагались билетные кассы и малый зал ожидания с проходом в багажное отделение. С левой стороны находились залы ожидания первого и второго классов с курящими и некурящими зонами. Там же были дневные рестораны по уличной стороне.

На первом этаже находилась большая кухня, в подвале — туалеты, парикмахерская, кегельбан и винный погребок для ресторанов.

Железнодорожные платформы сверху накрыты огромной стальной конструкцией — трехпролетным дебаркадером. Длина дебаркадера — 178 метров, ширина боковых пролётов — 37 метров, средней части — 43 метра. Площадь массивной конструкции — 21 923 кв. метра; площадь остекления — 10 000 кв. метров. Боковые поверхности добавляют ещё 2 200 кв. метров.

Интересные факты о Южном вокзале Калининграда

Воспоминания первого переселенца:
Взрослые с восхищением рассказывали, что после начала работы вокзала и почты рабочие нашли внутри электромашины — они могли возить багаж. Это было чудо-техника тех лет. Ими пользовались первое время, было удобно, но потом что-то сломалось, и починить уже не смогли, сдали в металлолом. Мы и до сих пор всё «вручную» таскаем, только обычные тележки.

Визит руководителя СССР в Калининград:


Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв 15 июня 1964 года прибыл на поезде в Калининград.

Встречали Хрущёва на Южном вокзале трудящиеся с цветами, официальные лица Калининграда и военные.

Уникальный дебаркадер хотели вывезти в Белоруссию:
Кёнигсберг, а позднее Калининград, в первые послевоенные годы был местом заготовки кирпича, стропил и всего, что только можно было вывезти. Будущее области было сомнительным, времена были такие.

Ходят слухи, что дебаркадер тоже хотели записать в трофеи и увезти в Белорусию, но местные власти не позволили.

Кинопроизводство:
Где можно было снимать Германию и войну? Конечно, на Калининградской земле! Съёмки фильма «Щит и меч» и «Украинская рапсодия» проходили на вокзале Калининграда.

Кадры со сьемок фильма «Украинская рапсодия» 1961 год.

Немецкие металлические шпалы типа «Эпсилон»:
Узкоколейный участок железной дороги на вокзале Калининграда — ширина колеи 1435 мм.

Некоторые называют эту колею несбывшейся надеждой: в 1993 году планировалось железнодорожное сообщение Калининград — Берлин, но маршрут массовым и популярным не стал по разным причинам и был закрыт.

Многие гости Калининграда и местные жители любят гулять вдоль вокзала, наслаждаться архитектурой, изучать применённые материалы и приёмы строительства. Здание монументально, грандиозно и до сих пор вызывает восхищение.

Видеохроника середины 1930-х годов: Восточная Пруссия, Кёнигсберг, Южный вокзал (Königsberg Hauptbahnhof)

В статье использованы материалы:

  • Б. Кёстлера
  • В.И. Воронов
  • Справочник ОКН Калининградской области
  • Личный архив автора