Железнодорожный / Гердауэн (Gerdauen)

На юго-востоке Калининградской области, в 75 км от Калининграда находится поселок Железнодорожный, бывшее название Гердауэн (Gerdauen). Населенный пункт граничит с республикой Польша.

Гердауэн завоеван рыцарями Тевтонского ордена, где к 1315 г. был построен замок. Земли вокруг стали заселяться поселенцами и уже через 100 лет в городке насчитывалось 60 дворов. Местечко с приятным ландшафтом, холмы, пригорки, озеро, местность излучает умиротворение и покой.

После 13 летней войны с Польшей замок был частично разрушен, а Тевтонский орден потеряет свою былую мощь через 70 лет.

Пожары, эпидемия чумы не оставляли городок, напасти прекратились лишь к 1701 г., в городе стали проводить ярмарки, жизнь постепенно налаживалась.

В 19 веке железнодорожное полотно связало Гердауэн с городами Аленштайн и Норденбург, это позволило развиваться населенному пункту. Появилась почтовая служба, велась рыночная торговля, население городка росло.

Во время Первой мировой войны городские постройки сильно пострадали и были восстановлены к 1921 г.

Вторая мировая война пощадила Гердауэн, строения в ходе боев не пострадали.

В советское прошлое поселок был крупным железнодорожным узлом, перевалочным пунктом, связывающим Европу и СССР.

Уютный красивый городок, переживающий второе рождение. Аккуратные немецкие домики и строения радуют глаз. Здесь приятно побродить и увидеть необычную для России и даже для Калининграда архитектуру. Городская историческая застройка сохранила дух прошлого, удивительные архитектурные приемы понравятся и оставят хорошие впечатления.

Основные достопримечательности: что посмотреть

Железнодорожный вокзал.

Водонапорная башня.

Брусчатая мостовая.

Двигаясь по ней, слева можно увидеть кем-то аккуратно составленные противотанковые мобильные ежи.

Братская могила павшим в боях 1945 г.

В 1957 г. на братской могиле установили памятник 200 воинам 28-й армии 3-его Белорусского фронта.

Руины Евангелистичекого собора 14 в.

previous arrow
next arrow
previous arrownext arrow
Slider

Бутовый эскарп.

Руины замка Гердауэн, с крепостной стеной (фрагменты крепостной стены и величественные ворота с башенками-турелями).

Поднимаясь по каменной лестнице к замковым руинам и при спуске, будьте осторожны! Отполированные камни очень скользкие.

Памятный камень в честь 600 л. основания Гердауэн-Железнодорожный.

Памятник В.И. Ленину.

Музей кафе «Патефон».

Находится в центре поселка, путешествующие не против подкрепиться, попить кофе. Внутри прекрасная обстановка, можно увидеть интересный музей патефонов.

previous arrow
next arrow
previous arrownext arrow
Slider

Старинная городская застройка.

По всему маршруту вы будете наблюдать старинные немецкие дома, строения. Если двигаться в сторону центра от Ж.Д. вокзала, то можно увидеть максимальное количество разноплановых строений.

previous arrow
next arrow
previous arrownext arrow
Slider

Где поесть

В посёлке у озера есть кафе «Старая мельница», собственно у бывшей замковой мельницы оно и расположено.

ул. Черняховского, 31Б, п. Железнодорожный.

Здесь можно плотно пообедать, кухня достойная. Каждый может выбрать себе по вкусу самые разнообразные блюда и десерты. Цены демократичные.

Можно попробовать литовское пиво.

Как добраться своим ходом

На автомобиле:

Дорога займет примерно 1 ч 20 мин, пользуйтесь навигатором.

На автобусе:

С автовокзала в г. Калининград автобусы по маршрутам 509, 534, 567. Время в пути около 2 ч. Расписание уточняйте на автовокзале предварительно, во избежание сезонных изменений.

Рельсобусом в Железнодорожный:

От Южного вокзала по выходным дням сб., вс., ходит рельсобус Калининград - Железнодорожный. Стоимость билета 252 р.

Внимание! Рельсобус действует до 26 сентября 2021!

Отправляется в 9:20, прибывает в 11:46.

Дорога занимает 2 ч. 26 мин. Во время следования можно рассмотреть и узнать Калининградскую область из окна, почитать книгу, воспользоваться гаджетом. Дорога не утомительна.

За 3 с небольшим часа вполне хватает пешком совершить прогулку по основным достопримечательностям. Остается время на обед или кофейню.

Отправление из Железнодорожного в 15:30, прибывает в Калининград 17:58.

Гердауэн-Железнодорожный в кино

Улицы Железнодорожного пригодились киношникам. В 1961 вышел художественный фильм «Мир входящему» режиссеров А. Алова и В. Наумова. Фильм о последних днях войны. В главных ролях Александр Демьяненко, Виктор Авдюшко. Эпизод преследования Студебекера и короткого боя с немецким сопротивлением сняты на улицах Железнодорожного. В кадрах можно увидеть дома, улицы далеких 60-х г.

Фильм удостоен золотой медали на Венецианском Международном кинофестивале 1961 г, а также премии «Фемина бельж» 1962 г. Брюссель.

Легенды о сокровищах, спрятанных нацистами в Гердауэн/Железнодорожном

Слухи и рассказы о подземных ходах, тайниках в поселке еще можно услышать от старожилов. Слухи слухами, попробуем разобраться, что правда, а что сущий вымысел, с помощью архивных данных. Приглашаю прочесть одну из увлекательных историй из документов того времени и сделать свои выводы максимально объективно.

Дело «Замок Гердауэн» 1971 г. Калининградская геолого-археологическая экспедиция

Дело начато в 1971 закончено в 1980 г.

В отдел газеты Советская Россия поступило письмо от Камышана Михаила Алексеевича от 10 октября 1972 г. Он сообщает следующие сведения:
«С 1946 года я был помощником военного коменданта ж. д. станции Гердауэн (Железнодорожный), что от Правдинска в 2-х десятках километров. Однажды ко мне на квартиру пришёл пожилой немец за милостыней. Немец знал немного русский язык, а я – немецкий. Я отдавал ему излишки продуктов. В разговоре он сообщил мне, что перед отступлением фашисты что-то подвозили на машинах к церкви и сгрузили в её помещении. По словам старика, от церкви есть подземный ход под озером на противоположный берег. Вход и выход забетонированы и заминированы.

На мой вопрос, откуда гражданский человек знает военные тайны, немец ответил, что его брат был бургомистром Гердауэна и кое-что мог знать».

(в деле начинает фигурировать некий ход, который никто не видел, а лишь только сведения от немецкого свидетеля пересказанные Камышаном, прим. авт.)

Далее еще несколько свидетелей сообщают и другие сведения.

Филоненко С.Н. сообщил, что при восстановлении старой немецкой церкви в 1947 г. под Дом культуры им был обнаружен подземный ход из внутренней части церкви, идущий в глубь искусственного холма. Далее ему сообщил немецкий юноша 17-ти лет, что есть подземный ход до замка Гердауэн, расстояние примерно 500 м, он же сказал, что под церковью есть бункер, в котором хранятся большие ценности и, если Вы их найдете, то построите три новых Гердауэн. Этот же юноша показал здание бывшей немецкой комендатуры, куда в ночное время в 1944-1945 г. немцы на автомашинах привозили какой-то груз и все это здание на протяжении всего времени усиленно охранялось.

Сотрудники экспедиции выехали на место для установления обстоятельств и свидетелей.

Директор Дома культуры п. Железнодорожный Музалевский Николай Ильич рассказал сотрудникам экспедиции следующее.

Приблизительно в 1960 – 1961 г. (точно года он не помнит) в здании старой немецкой церкви, которое в то время уже пустовало, силами воинских частей проводились раскопки якобы с целью обнаружения бункера с зарытыми ценностями и хода, который соединяет кирху с замком Гердауэн.

«Вокруг церкви была выставлена физическая охрана объекта из числа солдат и работников милиции, доступ в церковь был полностью закрыт и потому я, как и другие жители нашего поселка, ничего не знаю о ходе и результатах всех работ, которые проводились в церкви. Некоторые товарищи рассказывали мне, что военнослужащие ничего в церкви не нашли, интерес к дальнейшим раскопкам у них пропал, и работы были прекращены».

Далее состоялась встреча с майором Ивкиным Ю.В., который обеспечивал поиски на местах, указанных Музалевским Н.И.

Ивкин Ю.В. сообщил следующие сведения:

«В июне-июле 1965 г. нам было поручено провести раскопки. В УКГБ по Калининградской области поступило заявление от Камышана М.А. Вместе с райкомом КПСС было принято решение для проверки данных.

Охрану не выставляли, старались не афишировать работу. Предварительно взяли несколько рабочих с пивзавода. Сделали несколько раскопов, докопали до песка, выбрали песок и добрались до слоя глины.

Во время раскопок к нам заходил Филоненко С.Н. (вышеупомянутый заявитель о подземном ходе). Он указывал, что весь песок им был насыпан во время реставрации в 1947 г., а также добавил, что от кирхи в сторону мельницы имеется подземный ход. Этот подземных ход он так же засыпал песком при ремонте здания.

Во время работ к нам заходил Минаков Т.М. со своей внучкой Тамарой. Тамара рассказала, что в 1946-1947 г. она с поселковыми детьми лазила в этот ход, но не очень далеко, так как все боялись темноты. Кроме того, немецкое население, которое проживало до 1948 г., пугали нас детей. Говорили, что внутрь лазить нельзя, что там смерть, эсэсовцы заминировали вход.

Сведения, заявленные Камышан М.А. не подтвердились. Ничего особенного обнаружено не было. (приведено в некотором сокращении, прим. авт.)

Теперь обратим внимание на даты. Камышан написал в «Советскую Россию» письмо, которое получили в экспедицию 10 октября 1972 г, при проверке выяснилось, что он же писал в УКГБ по Калининградской области в 1965 г. тогда-то и провели проверку сведений. Что же получается, Камышан никак не мог забыть историю, которую никто не мог подтвердить, основанную только на слухах? Заявитель морочил голову разным организациям и службам? А как же сведения двух других заявителей, три разных человека говорят об одном и том же. Или компетентные органы не совсем компетентные?

Далее состоялась встреча сотрудника экспедиции по розыску ценностей с жителями п. Железнодорожный Тим Ю.Ф., Минаковым Т.М., и Приходько М.Ф. В ходе бесед они заявили, что в общих чертах слышали разного рода мнения и слухи о существовании подземного хода из кирхи в замок, однако сами этого хода не видели. Что касается захоронений кладов на территории кирхи и замка, то таких разговоров не слышали ни от немецкого населения до 1948 г., ни от Советских граждан.

Иванова Н. И. приехала на работу в п Железнодорожный в ветеринарную лечебницу в 1949 г. Она сообщила следующее:

«В восточной части замковой площади до 1959 г. также стояли стены двухэтажного здания, в 1959 г. они были разобраны. Часть кирпича вывезли на строительство средней поселковой школы. Часть стены во время разборки свалилась, засыпав потолок под подвальным помещением этого здания на глубину 2-3 м.

Этот строительный мусор лежал над подвальным помещением здания до 1967 г. В 1967-1968 г. почти весь кирпичный бой был с помощью экскаваторов выбран и вывезен на строительство и ремонт дорог территории Правдинского района.

«В один из дней 1968 г. я возвратилась домой из поездки по подшефным колхозам, а сын мне говорит, что экскаваторщик поднял вместе с битым кирпичом ящик с посудой, который, видимо, находился в подвальном помещении здания. Это был последний день работы на территории замка. Битый кирпич был весь вывезен, технику забрали на другой участок, а подвал под этим зданием так и остался почти нетронутым. Я не видела после 1968 г., чтобы кто-либо пытался проникнуть в подвальное помещение замка».

После разговора Иванова Н.И. показала на месте отверстие 40х40 см.

«Может, это отверстие и является тем самым входом в подземелья. Я со своими двумя подругами в 1949-1950 годах спускалась сюда. Глубина его примерно 2,5-3 м. Мы проходили по нему расстояние 5-6 м с небольшими факелами. Факелы у нас очень скоро гасли и боясь темноты, мы возвращались обратно. А возможно, это - подвальное помещение здания».

Филоненко С.Н.

«В 1947 г. по поручению районного руководства начали восстанавливать Дом культуры в здании бывшей немецкой кирхи. Во время ремонтно-восстановительных работ был обнаружен подземный ход из внутренней части кирхи, идущей вглубь холма.

С целью обследования спускался в него несколько раз, однако свеча, самодельные факелы гасли, дышать было очень трудно и пройдя метров 8-10 м возвращался обратно. Времени на обследование у меня не было. Ход никого из руководства не интересовал. Меня торопили со строительством Дома культуры, мы засыпали ход, свалив туда более 20 машин строительного мусора».

Сообщения совпадают, но почему никто не обследовал и не поинтересовался в 1946, 1947, 1948 годах? Немецкое население до выселения, сообщали разного рода сведения, правдивы ли они были или нет, сказать сложно. Есть мнение, что в угоду администрации приходилось быть удобным, услужливым и даже немного говорить о чудесах?

Проверка указанного отверстия Ивановой Н.И. состоялась.

Обследование провели сотрудники экспедиции.

Заключение: «Помещение расположено на глубине 2,5-3 м. Состоит из 3-х комнат. Размер каждой комнаты 5х10 м. Потолок овальной формы, выложенный, как и стены, из красного кирпича. В первой комнате, слева от входа, в полу имеется выложенный из красного кирпича колодец размером 1 х 1,5м.

На какую глубину идет колодец, нам установить не удалось, так как он засыпан строительным мусором. В правом углу этой же комнаты имеется отдушина. Она тоже завалена битым кирпичом из обвалившейся стены. Наличие колодца и отдушины говорит о том, что под тремя указанными комнатами имеется еще какое-то помещение (странный вывод, абсолютно ни о чём не говорит, это могли быть дренаж и вентиляция, прим. авт.).

При входе в другую комнату имеется выходной люк (в документе, по всей видимости, слово люк имеется ввиду как отверстие круглой формы, прим. авт.) в потолке подвала.

В третьей комнате, в правой от входа в стене имеется коридор. Ширина его 2,5 м, высота одинаковая с высотой подвала, длину его установить не удалось, так как он засыпан мусором через отверстие, которое было в потолке подвала. При осмотре подвальных помещений обнаружена временная электропроводка, которая состоит из соединенных между собой кусков электропровода и 4 электропатронов с лампочками. В первой комнате проводка лежит на полу, во второй и третьей комнатах подвешена на вбитые в стену гвозди.

Во второй комнате подвала, в левом от входа углу, стоит столик и скамейка, сколоченные из досок. На столике стоят стаканы, бутылки из-под столичной водки и вина. Все это покрыто слоем плесени. В третьей комнате имеется лопата, топор и несколько досок. Это говорит о том, что в подвале были люди после 1949 г. Кто были эти люди и чем занимались, в настоящее время никому неизвестно. Несмотря на это, материалы осмотра подвального помещения представляют определенный интерес.

10 ноября 1971 г. Косов Я.П.

«Здания замка не были разрушены во время обстрела п. Гердауен, а взорваны немцами при отступлении. Фасад двухэтажного здания замка, который расположен со стороны улицы, после войны долгое время сохранялся. На нем был виден нагар от внутреннего взрыва. Сообщение Косова Я.П. о том, что замок был взорван немцами, совпадает с данными, которые имеются в заявлении Ковалева А.В. Далее Косов Я.П. рассказал, что в лесопарке имеется второй бункер. В 1948-49 г. он со своими одноклассниками был в этом бункере. Присутствовали они там недолго, так как в бункере стоял сильный трупный запах. В связи с этим, Косов высказал такое предположение, что бункер связан ходом с каким-то другим объектом, и что в этот ход немцы бросили трупы убитых людей, может быть даже Советских военнопленных.

Кто были эти люди, никому неизвестно в связи с тем, что никто этим вопросом серьезно не занимался. Об этом свидетельствуют и такие факты. Во время подготовки котлована под фундамент здания пекарни в п. Железнодорожном строители сняли небольшой немецкий домик, который стоял рядом с бывшим зданием Гестапо и увидели много скелетов людей, которые, видимо, были замучены в Гестапо и брошены в подвал этого дома. Там же был найден сейф с немецкими документами, однако никто к ним своевременно интереса не проявил, и дети из детдома разбросали эти документы. Еще долгое время после этого они валялись по всему поселку».

22 ноября 1971 г. Демин К.Ф.

Работал заместителем военного коменданта Гердауэна.

В 1945 году наши солдаты проходили по этому ходу из кирхи в замок. Они мне докладывали, в этом ходу ничего интересного нет, что он идет где-то под озером. Рассказы моих бывших учеников о том, что в этих ходах пропали 2 советских солдата не отвечают действительности. Солдаты в п. Железнодорожном никогда не исчезали, и команду замуровать ход я не давал. Его просто засыпали, когда начали отстраивать кирху под Дом культуры.

В п. Железнодорожном должен быть большой склад. По показаниям немецкого населения немцы завозили ежедневно в район военного аэродрома большое количество продовольствия и вооружения. Все это завозилось на машинах, а разгрузочные работы велись силами русских пленных, которых перед уходом эсэсовцы уничтожили.

Во время бесед с местными жителями сотрудники экспедиции прилагали максимум усилий, чтобы найти хотя бы одного человека, который мог бы показать место, где находится ход. Почти все жители подтверждали факт существования подземного хода. Но установить человека, который сам лично по нему ходил и мог бы показать место нахождения искомого объекта, не удалось. Выходит, что с 1946 г. какие-то сведения были перевёрнуты, неверно истолкованы, а через 26 лет эта история обросла байками и легендами. Простым языком, историю слышали все, пересказывали друг другу, а подтверждения этому факту не нашлось. Одни говорят, что ходили сами, другие говорят, что он засыпан, заминирован и так далее.

Тайник на территории пивзавода в Железнодорожном

6 июня 1972 г. состоялась встреча с Генераловым А.Ф.

Генералов А.Ф. был в командировке в 1947 г. на территории пивзавода. Ему показали «подозрительное место», свежая земляная насыпь, которая осталась после немцев. Рядом стояла бетономешалка, справа была видна свежая кладка. Самостоятельно щупом обследовали место, щуп легко шёл в землю на 1,5 м. Сами больше ничего не делали, предполагали, что всё может быть заминировано, и при вскрытии тайника может взорваться пивзавод.

Экспедиции потребовалось поподробнее разузнать и дополнить информацию у рабочих пивзавода.

17-22 июля

Румянцев А.А. «С немцем механиком Пузо или Позе работала больше моя жена - Румянцева Галина Петровна. Я с марта 1945 г. служил в Гердауэне пограничником, но жил в пос. Крылово. Слышал от солдат-пограничников, что из кирхи в замок имеется ход, что он сырой, обвалившийся в двух местах. Шли предположения, что он проходит под озером.

Другие рабочие ничего существенного по существу не сообщили.

Все вышеперечисленные версии, рассказы местных жителей, бывших служащих, военных, никаких подтверждений не имели. Ни одного человека который лично мог показать место входа, или хотя бы лично подтвердить сотрудникам экспедиции не нашлось.

Было принято решение разобрать завалы в замке и проверить руины замка Гердауэн.

Силами курсантов КВКИУ им. Жданова (военно-инженерное училище) совместно с научными сотрудниками начали проводить расчистку проверку на предмет нахождения искомого хода.

В нескольких вероятных местах разобрали завалы, битый кирпич, черепицу. Произвели раскопы на глубину 1,4-1,8 м полуподвальных помещений. В ходе работ установлено, подвальных помещений, скрытых ходов не обнаружено. Замок вообще не имеет подвалов.

В нескольких предполагаемых точках по площадям были проделаны скважины. Никаких аномальных точек не обнаружено.

Подведём итоги архивного расследования.

В течении 9 лет собиралась информация, определялись точки, свидетели. Но как стало ясно в результате окончательной проверки, ничего из заявленного не подтвердилось. Что же это было? Немецкие источники, рассказы первых переселенцев, вымысел? Единственным оправданием может служить лишь один фактор. В тяжелых 1946, 1947, 1948 годах, никто не документировал, не фиксировал сведения. Были другие проблемы, шло восстановление области после войны, голод и разруха, устройство новой жизни. Немецкое оставшееся население так же могли собирать байки и передавать их новым жителям.

По прошествии многих лет данные могли быть искажены, не верно истолкованы или попросту перевернуты. Экспедиции не удалось найти доказательств, хотя истории очень интересны и в некоторых моментах захватывающие. Тем не менее совершая экскурсию в п. Железнодорожном, поглядывайте под ноги, вдруг вы увидите необычный или аномальный провал, пролом, который и приведет к заветному подземному ходу. Но помните, не азартничайте, история с поисками сокровищ в большинстве случаев заканчивается ничем.

Личное мнение

Вероятность нахождения подземного хода из церкви к замку под озером крайне низка. Технически выполнить сложное сооружение практически невозможно. Низкое залегание грунтовых вод, отсутствие технологий в то время. А, как мы помним, ход предполагался под озером, такие технически сложные проходы не могли быть выполнены. Не стоит переоценивать возможности Тевтонского ордена. Прокладывать сложные подземные коммуникации человечество научится только в 19 веке.

В статье использованы материалы:

  • А.П. Овсянова,
  • Комментарии В. Воронова,
  • Архив КГАЭ,
  • Личный архив автора,
  • Материалы с сайта kino-tetr.ru.

Сохраните себе ссылку, чтобы не потерять!

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности
HotLog