История Калининградских фортов

Телешоу «Форт Боярд» вот уже почти 30 лет вещает свою программу. Лабиринты, подземные ходы, интересные задания, романтика, море, крепость, таинственный мир. Все это отложилось в детских воспоминаниях. Наверняка, многим хотелось попасть туда.

Форты и крепости есть и в России, и одно из мест, где их можно посетить - город Калининград на Балтийском море.

В процессе изучения истории развития фортификации выяснилось, что правильное название французского форта из шоу – Бойяр. Это рядовое сооружение ничем особенно, кроме знаменитой телевизионной шоу-программы, выдающимся не обозначилось. Чего не скажешь о фортах Калининграда.

Сегодня это одни из самых популярных и посещаемых туристических достопримечательностей в Калининграде. Предыдущее название города до 1945 г. – Кёнигсберг (Königsberg), Восточная Пруссия. Ежегодно сотни тысяч людей устремляются в подземные казематы, с восторгом и восхищением изучая историю строительства фортов. Это огромные и невероятные сооружения, которые не оставят равнодушным посетителя. Внутри можно увидеть винтовые лестницы, погреба, галереи, скрытые ходы. Ощутить атмосферу былых времен.

previous arrow
next arrow
previous arrownext arrow
Slider

Сколько фортов в Калининграде и их адреса

Вокруг города расположено 15 фортов:

  • 1 - Штайн (конечная остановка автобуса 29, 159, п. Малое Исаково, магазин Бауцентр);
  • 1А - промежуточное укрепление Грёбен (п. Малое Исаково);
  • 2 - Бронзарт (ориентир п. Васильково, развязка на г. Гурьевск в самом начале);
  • 2А - промежуточное укрепление Барнеков (находится в промежутке между Большой окружной и 4-ой большой окружной, закрыт для посещения);
  • 3 - Король Фридрих III (конец ул. А. Невского, ориентир заправка Рос&нефть);
  • 4 - Гнейзенау (ориентир конец ул. Горького, СНТ Победа, ул. Украинская);
  • 5 - Король Фридрих Вильгельм III (ул. Героя Советского Союза М.А. Булатова г. Калининград, ориентир конец Советского пр-та);
  • 5А - промежуточное укрепление Лендорф (СНТ Подводник, ориентир центральный пр-д, 32);
  • 6 - Королева Луиза (ул. Тенистая аллея, СНТ Дружба-1, закрыт для посещения);
  • 7 - Герцог фон Хольштайн (п. Прегольский, закрыт для посещения);
  • 8 - Король Фридрих I (п. Шоссейный, ул. Гаражная, 2);
  • 9 - Дона (Фортовая ул., 9, п. Новодорожный, практически полностью уничтожен в 1945 г.);
  • 10 - Канитц (Большая окружная, ориентир ул. Двинская, 95);
  • 11 - Дёнхофф (ул. Энергетиков, ориентир между ул. Дзержинского и ул. Емельянова);
  • 12 - Ойленбург (район ул. Подполковника Емельянова, закрыт для посещения).

Форты Калининграда, открытые для посещения

Сегодня открыты для посещения форты №3, №5, №11. У каждого из них своя история и конструктивные особенности. Рекомендуем изучить каждый. Сможете разобраться, как они выглядят изнутри и снаружи.

Форт 3 - Король Фридрих III

Форт №3 - Король Фридрих III

Памятник героям штурма Кёнигсберга

Форт №5 - Король Фридрих Вильгельм III (Памятник героям штурма Кёнигсберга)

Форт 11 – Дёнхофф

Форт №11 – Дёнхофф

Форты Калининграда на карте

Все форты расположены вдоль окружной дороги Калининграда. Некоторые из них закрыты для посещения, являются режимными объектами.

Форты Калининграда, схема.

 

Немного истории

Попробуем во всём разобраться. Для получения достоверной информации обратимся к архивным источникам.

Схема валового внутреннего кольца Кёнигсберга 1815г.

Фортификация - наука о сооружениях оборонительного характера. Это слово произошло от французского «fortifier» (усилить, укрепить), «форт» (fort) значит сильный, крепкий.

На протяжении своего существования люди старались обезопасить своё жилище, селения от недружелюбных соседей. Через многие столетия они научились защищать города усовершенствованными конструкциями, которые порой одним внешним видом могут удивить, а некоторые вызывают восхищение.

Изначально в Европе строились деревоземляные ограды. От них скоро отказались из-за того, что их достаточно легко было преодолевать, влезать на них и поджигать. Началась эпоха каменных оград. Они представляли собой стены, окружавшие город или селение, в промежутках с башнями. Высота стен достигала 6 м, чтобы как можно больше усложнить подъем на них по штурмовым лестницам. Толщина составляла около 2 м. Пробить их любыми имевшимися стенобитными машинами было невозможно. Башни выполняли роль разделителя обороны на сектора.

Атакующим было сложно распределяться вдоль стен, так как башни были способны обороняться со всех сторон и прикрывать друг друга перекрестным огнём.

До 14 в. крепости штурмовали с помощью осадных машин механическим способом. Метали раскаленную смолу в тюках, стенобитными механизмами пробивали бреши в стенах.

В 15 в. у крепостных сооружений появился новый злейший враг или еще говорят противоядие – артиллерия. Орудия начали отливать из чугуна, устанавливали их на лафеты. Эти методы повысили меткость стрельбы, увеличили и калибр самих орудий, ядра также стали отливать чугунными.

Это не могло не отразиться на фортификации. Оборонительные комплексы приходилось менять, использовав прогрессивные приемы. Средства обороны стали прятать в казематах (помещениях для орудий), башни стали строить полукруглыми с выступами вперёд.

Появились непривычные слова и термины. Бастион, кавальер, эскарп, ретраншемент, прикрытый путь и др.

Французский инженер-фортификатор Себастьен Ле Претр де Вобан, новатор идей строительства оборонительных сооружений, сказал: «Побольше пота - поменьше крови».

Эта гонка или соревнование будет длиться беспрерывно, постоянно совершенствуя средства обороны, наступления или осады. Появятся модернизированные приёмы, дополнительные изощренные методы, которые доживут до наших дней.

Существенная эволюция развития фортификации произошла в 19 в. После Наполеоновских войн европейские государства были озабочены устройством и укреплением своих границ, были серьезно пересмотрены вопросы обороны.

Формирование обороны Кенигсберга

Пруссия с 1840 г., имея богатый опыт строительства фортификации, приступила к постройке крепостного вала вокруг г. Кёнигсберга с использованием новейших и усовершенствованных сооружений. Основные сооружения строили 17 лет. Полное завершение и дооборудование завершилось только еще через 20 лет к 1889г. За почти 40 лет было построено 26 бастионов, 8 полубастионов, 9 ворот, 2 башни, 1 оборонительная казарма, валы, дозорные ходы.

План города-крепости Кёнигсберг, 1859 г.

Сегодня можно увидеть сохранившиеся ворота и посетить их.

Ворота:

Бастионы:

  • Грольман;
  • Обертайх;

а также их остатки:

  • Литва (редюит);
  • Купфертайх (редюит);
  • Штенварте редюит (Астрономический);
  • Прегель.

Бастион с воздуха.

Равелины (остатки):

  • Хаберберг;
  • Фридланд.

Башни:

Вальные укрепления внутреннего оборонительного кольца Кенигсберга.
Кольцо вокруг города составило 15 км. Валы насыпались около 6 метров, были вынесены люнеты, дооборудован ров с использованием батардо (устройство, поддерживающее уровень воды во рвах). Впереди рвов оборудовали наблюдательные пункты, закрытые ходы сообщения, блокгаузы, контрминные галереи.

previous arrow
next arrow
previous arrownext arrow
Slider

Не отставала и артиллерийская наука. Разрабатывались усовершенствованные виды орудий, и уже к 1860 году на вооружение вместо гладкоствольной пришла нарезная артиллерия. Это позволило увеличить точность и дальность стрельбы до 3,5 км. Срочно потребовалось разрабатывать новые фортификационные постройки.

В 1883 г. на нет свел усилия фортификаторов разработанный фугасный боеприпас. На испытаниях такие снаряды легко пробивали кирпичные своды фортификационных сооружений несмотря на обсыпку сверху четырехметровым слоем земли.

Если порассуждать на тему грандиозного строительства оборонительного вала вокруг Кёнигсберга, можно сказать – огромные средства и силы, затраченные за 40 лет, оказались бесполезными. Ко всему, проверить практически вальный комплекс укреплений в деле не представилось возможным.

Строительство фортового пояса Кёнигсберга

Форт – отдельно стоящее укрепление для долговременной обороны, с сухим или водным рвом. Может иметь одно- или двухъярусное исполнение. Размеры форта: 360*180 м, ширина рва 20-25 м, глубина - 3-5 м.

План-схема форта.

В конструкцию форта входят казематы, казематированные траверсы, казармы, пороховые погреба и другие вспомогательные помещения.

Сразу после Франко-Прусской войны 1871г. Пруссия и Германия объединились в одно государство. Готовясь к агрессии, учитывая развитие нарезной артиллерии, началось строительство фортов.

Строили их за пределами Кёнигсберга, на расстоянии около 6 км от центра. Это обеспечивало защиту от существующих артиллерийских нарезных орудий. Расстояние между фортами 2-3 км обеспечивало поддержку огнём друг друга. Всего с 1872 по 1892 год было возведено 12 больших и 3 промежуточных укрепления.

Общая длина фортовой линии составила 43 километра. Форты прикрывали важные операционные направления и располагались по периметру кольцевой дороги с интервалами в 3-4 километра. Каждый имел свой порядковый номер, а с 1894 года и собственное имя. Строительство каждого объекта шло около 5 лет.

Дополнительно вдоль всего фортового пояса возвели межфортовые сооружения казематного типа, которые обеспечивали поддержку.

Считать окончательной постройку фортов будет не совсем корректно. С 1890 г., на протяжении следующих 50 лет, они постоянно переоборудовались, перестраивались. Это было связано с некоторыми неизбежными обстоятельствами:

  1. Артиллерия, появление фугасных боеприпасов (ранее упоминалось о разрушительной силе снарядов).
  2. Изменение форм боевых действий. Позиционные боевые действия сменились маневренными. Простым языком: форты блокировали, и атакующие устремлялись далее на штурм, обтекая укрепления с флангов.
  3. Появление электричества (пороховые погреба перестраивали для дизель-генераторных станций).
  4. Низкорасположенные амбразуры капониров не обеспечивали нужную дальность ведения огня.

Это лишь несколько причин переустройства внутренних и внешних узлов оборонительных сооружений.

Стоит отдельно сказать и о контрмерах, которые внесли существенные изменения в конструкцию фортов.

Кирпичные казематы усилили сверху песчаной прослойкой и забетонировали. Позднее Э. Кауфман даст этому определение «бустерный слой». На испытаниях определили - все имеющиеся боеприпасы не способны пробивать прослойку из 1,2 м песка и 1,2м бетона.

Справка. Как оказалось позднее, в 1945 г. артиллерия особой мощности пробивала насквозь боевой вал форта при попадании снаряда под углом 90°.

В помещениях достраивались простенки и наполнялись песком. Отсюда появились мифы о скрытых помещениях и туннелях, при разборке которых шел нескончаемый поток песка. Уже в 21 веке, с 1991 г. это явилось проблемой при розыске ценностей во внутренних казематах. В результате варварского разлома стен, переходов, анкеров, форты попросту разрушали «недалёкие» искатели сокровищ. Многие конструктивные элементы утрачены навсегда.

previous arrow
next arrow
previous arrownext arrow
Slider

Нельзя не сказать о сокровищах, которые обнаруживали в фортах в послевоенные годы. Великая Отечественная война закончилась. Постепенно налаживалась мирная жизнь, первые поисковые экспедиции стали находить ценности в поверженном Кёнигсберге.

В подземных частях фортов во время Третьего рейха, чувствуя свой конец, нацисты прятали несметные сокровища. Обо всех фортификационных объектах стали появляться сведения и слухи о сокрытии в них ящиков с сокровищами. Эти сведения сообщали бывшие военные, последние немецкие жители, первые переселенцы.

У фортов большое и интересное прошлое. Величие и правильность форм привлекает взгляды посетителей и оставляет незабываемые ощущения. Если вы окажетесь в Калининграде, первым делом спешите посетить форты!

Экскурсия по теме

Сохраните себе ссылку, чтобы не потерять!

4 комментария

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности